Из
дневника Ивана Маркеловича Кузнецова:
Писатели, для которых книги - своего рода творческий станок, не все были библиофилами. Самым искренним и настоящим библиофилом был Пушкин. Печальна судьба его библиотеки. После смерти Пушкина, когда его вдова вышла замуж за Ланского, книги Пушкина были свалены в подвалах казарм лейбгвардейского конного полка, которым командовал Ланской. Потом их перевезли в село Ивановское, оттуда в другое имение, потом снова возвратили в Ивановское, когда это имение приобрел внук поэта А.А. Пушкин. Затем библиотека Пушкина была перевезена в Петербург, в библиотеку Академии наук, а в 1906 году была приобретена Пушкинским домом Академии наук. Вполне естественно, что при таких «перебросках» с места на место многие книги затерялись, часть, вероятно, была подарена разным лицам. Многие остались на память у родственников и друзей Пушкина. Сочинений самого Пушкина почти нет в этой библиотеке, если не считать двух частей (3-ей и 4-ой) стихотворений, изд. в 1833 и 1835 гг. Всего в библиотеке насчитывается 1522 названия (более 3 тыс. томов), из них 529 русских, большею частью современной поэту художественной литературы. Видное место в библиотеке Пушкина занимают исторические исследования, много книг по народному творчеству, большое число журналов и альманахов.
Анненков сообщал, что страсть Пушкина к чтению начала развиваться с 9-го года его жизни, когда он принялся за Плутарха, «Илиаду», «Одиссею», затем перешел к французским классикам XVII в. и философии XVIII в. В лицее Пушкин пользовался библиотекой, а позже много тратил на приобретение книг. Пушкин любил «рыться в старых книгах». Он брал книги с собой во время путешествий, перевозил их с места на место. Книги были его лучшими друзьями: недаром перед смертью Пушкин прощался с ними, как с живыми людьми (свидетельствует Жуковский).
О библиотеках других выдающихся русских писателей не имеется подробных данных.
Н.И. Новиков обладал большой и содержательной библиотекой. Её постигла трагическая участь. Когда Н.И. Новиков (при Павле I) вернулся из заточения, он узнал, что большая часть его библиотеки (более 18 тыс. русских и иноземных книг) сожжена и истреблена, а небольшие ее остатки - 5 тыс. книг - переданы в Московский университет и около 2-х тыс. - в Заиконоспасскую академию.
Друг Пушкина Соболевский владел прекрасной библиотекой - собранием в 20 тыс. томов англ., фр., нем., итал. и русских авторов, среди которых было множество ценных и редких изданий. Было небольшое собрание рукописей. Главными были библиографический отдел и литература о путешествиях. По завещанию, библиотека перешла С.Н. Львовой, которая продала ее лейпцигским книготорговцам за 25 тыс. талеров, часть книг была тогда же приобретена Британским музеем, часть продана в Лейпциге с аукциона, некоторые книги перешли к гр. С.Д. Шереметьеву.
Н.В. Гоголь коллекционировал миниатюрные издания. Пожалуй, это пример «внешнего библиофильства».
Писатель-библиофил А.И. Тургенев первый в России собирал старинные рукописи. В этой части его библиотеки было немало редкостей. Рукописный каталог библиотеки Тургенева содержит 2189 названий книг, среди них было всего 400 русских, что характерно для библиотек первой пол. XIX в. (по сообщению Д.В. Ульянинского).
Обширную библиотеку имел кн. В.Ф. Одоевский. В ней было около 6 тыс. книг самого разнообразного содержания. Значительную часть составляли нотные (музыкальные) рукописи и всевозможные мелкие брошюры. Кажется, в 1869 г. библиотека Одоевского была пожертвована его вдовой Московскому публичному и Румянцевскому музеям. Библиотека Одоевского носила энциклопедический характер.
А вот библиотека П.Я. Чаадаева носила, пожалуй, специальный характер. Собрание Чаадаева заключало около 3000 томов по философии (гл. образом шеллинговской школы), по богословию и церковной истории, относящихся по времени издания к нач. XIX в. Эта библиотека переехала к его племяннику М. И. Жихареву, который впоследствии подарил ее московскому Румянцевскому музею.
Обширное собрание русских книг и журналов, русских и зарубежных изданий 1840-1860 гг. представляла библиотека известного биографа и издателя сочинений Пушкина П.В. Анненкова. Иностранный отдел этой библиотеки отличался обилием книг о французской революции. Находилась эта библиотека в с. Чирикове Симбирской губернии. После смерти Анненкова (1887 г.) книгами владела его вдова, а в 1898 она продала библиотеку соседу-помещику.
Музейного значения была библиотека М.П. Погодина. Это знаменитое хранилище было богато всевозможными памятниками древности: книги церковной и гражданской печати (старопечатные, петровские, венецианские и др. редкие издания), рукописи, грамоты и юридические акты (около 2000 номеров), подлинные указы, автографы царей, государственных деятелей XVIII века, исторические и историко-литературные сочинения, первые издания русских авторов XVIII в., гравюры, портреты, лубки и пр. <...>.
Горестная судьба постигла, например, библиотеку И.С. Тургенева. Еще в 1913 г. она принадлежала родственнице писателя О.В. Галаховой (которая владела тургеневским имением Спасское-Лутовиново). Часть обстановки и библиотеки перешла в дом Галаховых в имении Клейменово (в 10 верстах от ст. Отрада Московско-Курской железной дороги), часть в их орловский дом (муж Галаховой был вице-губернатором в Орле). Библиотека уже в это время была неполной. Все книги, находившиеся за границей, остались у Виардо, которой Тургенев завещал все свое состояние. На те книги, которые находились в Спасском-Лутовинове, Виардо также заявила претензии и присылала своего поверенного для осмотра, но книг не взяла. В течение ряда лет библиотека расхищалась, несмотря на то, что в ее составе осталось мало ценных старинных книг (см. Б. Врио «На родине Тургенева». Русское слово. 1913 г. № 193).