446. Пароход-музей "Святитель Николай"

Sep 15, 2009 20:49

Музей основан в 1970 году к 100-летнему юбилею В.И.Ленина. Самому же пароходу более ста лет, это уникальный памятник истории и техники. Построен он в 1886 году на средства крупного сибирского золотопромышленника Александра Михайловича Сибирякова. Заложен он был в Красноярске, а две паровые машины и туерную лебёдку для подъема на порогах изготовили в Швеции, в Гетеборге. Из Швеции до Томска везли на поезде, от Томска до Красноярска по частям на подводах. В Тюмени для парохода заказали железный корпус и четыре котла. В Красноярске пароход собрали и освятили, назвали в честь Николая Чудотворца, который покровительствует всем мореплавателям и путешественникам.




В первое плавание по Енисею он отправился 24 июня 1887 года. По тем временам он был самым быстроходным и комфортабельным судном на Енисее. Пароход имел 6 кают 1-го класса (одно, двух и трёхместных); 8 кают 2-го класса (четырёх, шести и восьмиместных). Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом прямо на палубе, со временем для их удобства были построены двухярусные нары. Хозяин парохода был человеком широкой души, поэтому на его корабле были самые дешевые билеты. Самые дешевые это: проезд в каюте 1-го класса стоил 12 рублей, 2-го класса - 8.10 рублей, 3-го класса - 4.50 рублей (а за 4.50 в то время можно было купить корову).

В кают-компании 

 

Лампа 

Буфет в кают-компании 
Пароход ходил от Красноярска до Минусинска вверх по течению, и от Красноярска по Енисейска вниз по течению. Ночью пароход не шёл, стоял - ещё не был изучен фарватер. Первым топливом служили дрова, их сжигали по 50 кубометров в сутки. Для удобства дрова сразу пилили метрами. Мощность машины 110 лошадиных сил. Скорость по течению 25 вёрст в час, против течения - 9 вёрст в час.

 

Рында 

На палубе 
В конце июня 1891 года от Березовки до Красноярска на пароходе «Святитель Николай» проплыл цесаревич Николай, будущий Всероссийский император Николай II. Визит начался с посещения Богородице-Рождественского собора и встречи с общественностью города в доме купца Николая Герасимовича Гадалова. Вторую половину дня цесаревич посвятил посещению учебных заведений города: духовного училища, женской и мужской гимназий, где он встретился с учащимися, преподавателями и общественными деятелями, которые занимались попечительством и благотворительностью. В парке мужской гимназии посадил кедр. В честь высокого гостя вечером в помещении Общественного собрания был дан обед.

Верхняя палуба 

 

Штурвал капитана 
А 30 апреля 1897 года из Красноярска в Новоселово на пароходе «Святитель Николай» в шушенскую ссылку отправился Владимир Ульянов со товарищи. Из достоверно сохранившихся помещений корабля наибольший интерес представляет кают-компания, где обедали и цесаревич и вождь мирового пролетариата.

В 1927 году пароход списали и из его корпуса сделали судоходную баржу №218, затем - нефтеналивную №318. В 1960 году корпус поставили в Подтесово, на пароходное кладбище. Также пароход несколько раз переименовывали.

Кок в камбузе 

Метровые дровишки 

 В 1968-1970 годах по инициативе ветеранов Енисейского пароходства «Святитель Николай» был восстановлен на Красноярском судоремонтном заводе. Руководила восстановлением специально организованная комиссия, в которую входили старейшие капитаны, помнившие, каким пароход был в старое время. С 1970 года, после восстановления, пароход ещё какое-то время был на балансе Енисейского речного пароходства, но уже работал как музей. Хотя слово «восстановили» какое-то очень облагороженное для данного случая - по новой собирали пароход со всякого хлама: я его слепила из того, что было.

В машинном отделении 


К сожалению, после наводнения 2006 года каюты были затоплены - целый месяц пароход по самые иллюминаторы стоял в воде. Выставки не пострадали - они все были вовремя вывезены и сейчас находятся в Красноярском краеведческом музее. Но в данный момент на пароходе выставок нет, в каютах ведется ремонт. Работники парохода-музея говорят, что ремонт закончится к зиме этого года. Когда же музей на воде полностью распахнет двери перед посетителями, то можно будет увидеть интересные экспозиции: «Сибирское чаепитие», «Последний государь России», «Командор Рязанов» и другие, а также «царские» вещи - кресло с двуглавым орлом, изготовленное в честь приезда цесаревича, и даже гимн России «Боже, царя храни!», вышитый вручную. Так что, будем ждать. А сейчас можно лишь побродить по палубам, посидеть в кают-компании, заглянуть в машинное отделение, в рубку капитана, увидеть камбуз и каюту механика.

Наталья

Красноярск, музеи

Previous post Next post
Up