11 мая исполнилось 75 лет
авиапредприятию в Красноярске (1934 г.). Именно тогда было утверждено создание гидроавиабазы и авиаремонтных мастерских на острове Телячьем.
Остров впоследствии был переименован в честь участника Челюскинской эпопеи красноярца В.С. Молокова, и именно туда мы и отправились в прошедшие выходные.
Сначала мы просто любовались окружающими видами:
Было очень тепло и пахло черемухой, среди кустов которой слева от дороги мы увидели некие сооружения, опознанные позже как пейнтбольные:
Бродя меж этими сооружениями мы вдруг увидели нечто - это же то, что мы ищем!..
Но, прежде чем идти дальше, вернемся к истории.
В 1935 году мастерские были произведены в статус Красноярского авиаремонтного завода. До 40-х годов он был единственным заводом в Советском Союзе, где стандартные машины адаптировали к условиям Крайнего Севера: утеплялись кабины, монтировались устройства для аэрофотосъемки и ориентации над льдинами. Буквально каждый самолет, отправляющийся в Арктику, проходил через Красноярский авиаремонтный завод. Во время войны здесь переоборудовали мирные самолеты для нужд фронта. После войны в конце 1945 г. мастерские вновь перешли в ведение гражданской авиации.
Вот что пишет о поселке на острове Молокова (а это был именно поселок!) Александр Кацура в своей книге «Люди и небо»:
"Производственное здание мастерских, администрация, котельная и подстанция находились в центре острова. Рядом с производственным зданием были два склада для хранения запчастей и материалов. Недалеко от котельной на берегу Енисея была пристань. Катер в судоходный период привозил работников, живущих в городе, на остров на работу.
Западнее производственного здания мастерских находились летно-испытательная станция и ангар, в котором выполнялись сборочные работы. неподалеку - здание управления, где размещались службы гидропорта. В южной части острова находился жилой поселок, в котором было три двухэтажных дома; в одном жили семьи летного состава, в другом находилась военизированная охрана, в третьем была гостиница.
Остальные дома поселка представляли собой деревянные одноэтажные строения барачного типа и частные дома. Жили очень тесно, бараки были переселены. Каждая семья имела небольшое подсобное хозяйство и огород. В жилом секторе было печное отопление, и жители поселка сами заготовляли дрова на зиму, вылавливая бревна из Енисея, по которому производился сплав леса. В поселке была школа, детский сад, магазин, клуб. Побережье острова охранялось службой военизированной охраны, у которой состоял на довольствии питомник со служебными собаками.
На предприятии был всего один городской телефон, внутренних телефонов не было. В зимнее время большинство помещений не отапливалось, электроэнергия подавалась с перебоями и в недостаточном количестве. Воду для производственных нужд возили из Енисея в водовозной бочке.
После войны предприятие выпускало аэродромное оборудование: лестницы-стремянки, тормозные колодки, гидроподъемники, бензиновые обогреватели, агрегаты и запчасти к самолету По-2. ремонтировали здесь в разное время самолет-амфибию Ш-2, поршневые моторы М-11, самолеты По-2, Як-12, Ан-2, вертолеты Ми-1".
Судя по всему, это полуразрушенное здание - бывшая администрация авиаремонтного завода:
Внутренние перекрытия почти нигде не сохранились:
На стенах - следы пейнтбольной стрельбы:
Ирина за "работой":
Перекрытие второго этажа в центральном помещении сохранилось, но с пробоинами:
Старинный осветительный прибор:
Еще раз взгляд в небо:
Справа от здания администрации (ближе к дороге) были расположены производственные мастерские. От них осталось очень мало:
Но контур стен "читается":
А это помещение с другой стороны от центральной части. Обратите внимание на величину деревьев внутри:
Вот как все это выглядело раньше (из книги А.В. Кацуры "Люди и небо". Красноярск, 2008):
Много лет авиаремонтные мастерские находились на острове Молокова, пока точку в устоявшемся укладе островной жизни предприятия не поставила природа. Частичное подтопление острова весной происходило почти каждый год, но весной 1966 г. во время ледохода произошло полное затопление производственных площадей авиаремонтных мастерских и жилого поселка. Все жители были эвакуированы в город, а работники отпущены в вынужденный отпуск. Уровень воды не снижался 2 недели. Эти обстоятельства заставили городские власти более интенсивно переселять жителей поселка с острова и подумать над тем, куда перевести предприятие. В 1974 г. авиаремонтные мастерские переехали на нынешнюю Взлетку.
Наводнение 1966 г.:
Видны жилые дома, от которых теперь ничего не осталось. Обратите внимание на кусочек Коммунального моста и часть здания на переднем плане справа:
Руины административного здания сейчас часть пейнтбольного клуба "Енисей-2". А это его административное здание :) :
Идем в сторону Енисея:
Здесь очень глубокий рукотворный овраг. И много-много непонятных ям и бугорков, очень красиво зеленеющих:
Перейдя по шаткому мостку овраг, увидели полностью разрушенное нечто. Где-то рядом, как я понимаю, когда-то были двухэтажные деревянные дома:
Под руинами сохранилось подвальное помещение, заглядываем туда через эту черную дыру:
Внутри пахнет сыростью. Обратите внимание на темнеющее отверстие рядом с Ирой, там - какой-то длинный лаз. Фото чуть ниже.
Стены из крупного камня (не кирпич), какие-то трубы:
А вот и "подземный ход". Туда мы не полезли :)
Выйдя из сумрака - чудесные виды левого берега: вантовый мост, Стрелка и т.п.
Идем дальше. Встречаются полуразрушенные объекты (сваи?):
и фундаменты так и не построенных зданий. Как выяснилось позже, здесь что-то хотели строить в 1970-е годы:
Выходим к "Золотому теленку". Вроде тоже бывшее сооружение авиаремонтных мастерских. Сейчас здесь "ребята плотничают":
Темное бревенчатое здание справа было построено в 1931 г. В нем размещались управленческие службы гидроавиабазы. Здание расположено на северо-восточной оконечности острова Молокова, близ полуразрушенных ангаров и мастерских. Первый этаж кирпичный, оштукатуренный, верхние два этажа - бревенчатые. На башне - небольшая наблюдательная площадка с флагштоком. С каждой стороны здания размещено по входу (с востока - открытая лестница на второй этаж). Увы, заснять лестницу, да и просто подойти поближе помешали два огромных лающих пса. Ныне здесь военно-спортивный клуб «Альбатрос».
Слева - остатки вертолетного цеха. Здесь в 70-е годы был пожар. Сейчас помещения "Альбатроса":
Идем назад. Слева - Абаканская протока:
Плавдок в Абаканской протоке:
Строящийся "Южный берег":
Интересный ракурс:
Еще фотографии с прогулки (гораздо больше)
здесь и
здесь.