Деревянный Успенский храм в Троице-Лыково.

Jan 07, 2014 21:46

Усадьба Троицы-Лыково известна по документам с XVI века, расположена на высоком берегу Москвы-реки напротив Серебряного Бора. Изначально здесь располагалась деревня Троицкая с деревней Черепково относящиеся к Сетуньскому стану, Московского уезда. Первый владелец деревни Троицкой - видная фигура своего времени, правнук Ивана Владимировича Оболенского, у которого было прозвище "Лыко". От него и пошла прибавка Лыков к фамилии Оболенский. Борис Михайлович Лыков-Оболенский появился на царской службе в 1596 году рындою при приеме Цесарского посла. Рында - это воин царской придворной охраны, и поскольку в рынды избирались стольники-дворяне, статные и красивой наружности, можно предполагать, что молодой Лыков был именно таким. Он удачно женился на Анастасии Никитичне Романовой, родом из обширной и могущественной семьи, в будущем царской династии.



Источник: ГНИМА имени Щусева и Журнал Московское наследие №17 2011 год. Снимок сделан около 1900 года.

Получив в вотчину деревни Черепково и Троицкая, князь Б. М. Лыков-Оболенский ставит в деревне Черепково деревянную церковь во имя Живо-начальной Троицы и называет деревню Новым Троицким. В 1621 году на средства владельца, в усадьбе была срублена деревянная церковь. Деревянная церковь в селе Троицком-Лыкове представляла собой простейший вид деревянного храма северной Руси допетровского времени и являлась ценным памятником русского национального зодчества в области храмовых построек из дерева. Она состояла из прямоугольного сруба - «клети», маленького прируба с восточной стороны для алтаря и большого помещения с западной стороны, называемого трапезной. Вдоль трех стен делались лавки, а посредине помещения ставили иногда еще две лавки или скамьи. Для образов на стенах трапезной делались полки. Все помещения освещались небольшими окнами с северной и южной стороны, причем, если с каждой стороны было по три окна, то в большинстве случаев среднее делалось узорчатое - «красное», а по бокам «волоковые», называвшиеся так потому, что они не затворялись, а задвигались - «заволакивались»

Прослужив более 50 лет, Б. М. Лыков-Оболенский умер 2 июня 1646 года. На девять лет пережила своего супруга Анастасия Никитична. Перед кончиною она поступила в монастырь и скончалась схимницей. У Лыковых было трое детей - сын и две дочери, но все они умерли во младенчестве между 1615 и 1624 годах. Так род Лыковых-Оболенских сошел на нет, но память о нем сохранилась в названии теперь уже села Троицы-Лыково. Так как передавать усадьбу было некому, она перешла в собственность государства и находилось в дворцовом ведомстве 44 года.



Снимок сделан в 1900 году.

В 1698 году по Именному Указу село Троицкое-Лыково с деревнями отдано во владение боярину Льву Кирилловичу Нарышкину с его матерью, вдовою боярыней Анной Леонтьевной. Обосновавшись в селе Троицком-Лыкове, в 1698 г. новые владельцы решают построить парадный каменный храм на месте старой деревянной церкви. Для этого деревянную церковь очень осторожно и бережно разбирают и переносят в глубину сада на новое место, где и освящают во имя Успения Пресвятой Богородицы. Здесь деревянная церковь простоит еще 238 лет.

В 1804 году отобранное за долги у Разумовского село Троицкое-Лыково покупает, с дозволения Московского опекунского Совета, вдова Екатерина Павловна Бутурлина (урожденная Лотарева). После ее смерти в 1840 году, среди многого прочего село Троицкое-Лыково переходит к ее сыну - Николаю Александровичу Бутурлину. К этому времени, несмотря на постоянный уход, деревянная церковь приходит в ветхость.

Сменив множество хозяев в 1876 году усадьба переходит к потомственному Почетному гражданину Ивану Ивановичу Карзинкину его жене Екатерине Ивановне (уроженной Медведковой). Московский купеческий род Карзинкиных известен с начала XIX века в торговле, в основном чаем и сахаром. Корзинктны стали последними владельцами усадьбы, после революции она была национализирована.



Снимок сделан в 1933 году.

В советское время оба каменных храма в усадьбе не действовали, службы велись только в деревянный Успенский храме. На службу приходило много людей, в том числе молодежи. Это сильно задевало местных комсомольцев, популярность устраиваемых ими танцев была низкой. Не смотря на то, что под клуб был отдан каменный Успенский храм, молодежь предпочитала ходить на службы. Это в кино и литературе, комсомольцы изображались примерными молодыми людьми, передовиками производства и лидерами для остальной молодежи. На практике в комсомольские организации записывались деревенские тунеядцы и пьяницы, в надежде продвинуться по социальной лестнице. Сейчас таких принято называть гопниками. И вот в 1936 году, группа комсомольцев, во главе с неким Шевалдышевым, решила покончить с идеологическим конкурентом и выпив для храбрости сожгла деревянную церковь. Комсомольцев конечно судили, но наказывать не стали.

Храм, Истории, СЗАО, Краеведение, Старая фотография

Previous post Next post
Up