Садъ Панаева. Здесь начиналась артистическая карьера Ф.Шаляпина

Feb 13, 2012 21:30

Ко дню рождения артиста - 13 февраля 1873г.




На видовых почтовых открытках запечатлен сад г-на Панаева. Он располагался в центре исторической части Казани. Сад Панаева был очень посещаем, здесь были доступны большинство видов досуга отдыхающей публики, зимой заливался общественный каток, куда шли кататься как гимназисты с округи, так и взрослые дяди и тёти. Но основная жизнь кипела здесь в летнюю пору. В саду располагались ресторан, летние эстрады, библиотека, но главное для заявленной темы - здесь имелся закрытый театръ на 755 зрителей, где и начинал свою артистическую карьеру Федор Шаляпин.






Ф.И.Шаляпин с отцом И.В.Шаляпиным и братом Василием. 1898.

Однако, вопреки распространённому мнению первый опыт Федора Шаляпина в театре сада Панаева был не певческим. Певческий опыт имелся, но лишь участием в церковных хорах, на свадьбах и похоронах. Да имелся опыт участия на сцене Городского театра безымянным статистом. К моменту описываемых событий будущий артист служил в Городской управе. Сам Шаляпин в своих воспоминаниях так описывает те события.
Был у меня знакомый паренек - Каменский, человек лет семнадцати, очень театральный. Он играл маленькие роли в спектаклях на открытой сцене Панаевского сада. Однажды он сказал мне:
- Есть отличный случай для тебя попасть на сцену! Режиссер у нас строгий, но очень благосклонен к молодым, - проснись!
- Да ведь я не могу играть!
- Ничего! Попробуй! Может, дадут тебе рольку в два-три слова...
Я подошел к режиссеру, и он предложил мне сразу роль жандарма в пьесе «Жандарм Роже». В этой пьесе изображаются воры и бродяги. Они все время проделывают разные хитрые штуки, а жандарм Роже ловит их и никак не может поймать. Вот такого неловкого жандарма и поручили мне играть. Я погрузился в состояние священного непрерывного трепета от радости и от осознания ответственности, возложенной на меня...
Репетиции начинались в 11 часов утра и Шаляпин конфузливо отпрашивался со службы, ссылаясь на сильную головную боль.







...В Панаевском саду было весело. По деревьям порхали птицы. По дорожкам походкою королев расхаживали актрисы, смеялись, шутили. С некоторыми из них я уже был знаком и даже переписывал им роли, чем очень гордился.
Я был нелепо, болезненно застенчив, но все-таки на репетициях, среди знакомых, обыкновенно одетых людей и за спущенным занавесом, я работал, как-то понимал роль, как-то двигался.
Однако на своей премьере Федя Шаляпин потерпел фиаско.
...Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел. Я не мог сказать ни слова, не мог пошевелить пальцем...
Режиссер был в ярости, белый от гнева. Сорвал с Шаляпина костюм жандарма и в одном белье выгнал в сад. Вслед полетели пиджак и вся остальная одежда...
А дома Шаляпин узнал, что за отлучки его могут прогнать со службы. Так и вышло. По приходу на следующий день Шаляпин узнал, что на его место взяли уже другого человека. Однако, вскорости ему удалось устроиться писцом в судебную палату. Здесь Шаляпин получал 15 рублей жалованья переписывая в основном дела о скотоложестве и изнасилованиях. Однако и эта служба была потеряна, потому что беря часть работы на дом, Федор Шаляпин по пути умудрился безвозвратно потерять связку с делами.
Подрабатывать в хоре Федор уже не мог, - детский голос уже окончательно потерялся. Его отец пил горькую и в дом пришла нужда. Мать пекла какие-то пироги и продавала по кускам на улице. Федор найти работу в Казани не мог, семейным советом было принято решение о переезде в Астрахань. Продав всё имущество четвёртым классом парохода «Зевеке» отправились вниз по Волге к Астрахани. Однако переезд не принёс успеха. Возвращение в Казань было более радостным. Уроженец Казани, Шаляпин хорошо, хотя и своеобразно, отзывался в том случае о своей малой Родине.

«Доплыли до Казани. Я обрадовался, увидев родной город, хоть и неласков он был ко мне. Снова почувствовал я запах нефти, запах, который почему-то не замечал в пути нигде, кроме Астрахани. Но в Казани пахло нефтью гуще, что, конечно, не большое достоинство города, но оно было приятно и сладко мне, как «дым отечества».




В Казани, как раз во время посещения театра Панаева, уже в качестве зрителя, молодому Шаляпину, посоветовали обратиться к известному артисту Семенову-Самарскому, собиравшему хор для Уфы. С небольшими проволочками 17-летнему Федору, удалось добиться «аудиенции» артиста и, выдавая себя за 19-летнего певца имевшего сценический опыт получить билет до Уфы и аванс за выступления. Имея на руках две трешницы, вторым классом парохода Якимова Молодой Шаляпин плыл на встречу своей Славе...




Возвращаясь к казанскому периоду жизни артиста, следует отметить, что Федя Шаляпин родился в небогатой семье, неоднократно пришлось им менять место в городе, в поисках более доступного по цене крова. Сейчас уже нет того дома, во флигеле которого родился Федя Шаляпин, не сохранился и Садъ Панаева. На его месте был разбит стадион «Динамо» и Дворец пионеров им.А.Алиша. Остались лишь воспоминания артиста.

Я бывал и на прекрасном Средиземном море, и в Атлантическом океане, а все-таки я до сего дня с любовью вспоминаю тихое, темное озеро Кабан...



С одной стороны Кабана - тихая Татарская слобода и огромная фабрика Крестовниковых, с другой - Пески, где всю ночь напролет пьют, дерутся. А между этими противоположностями - спокойное, темное пространство; в глубине его - Чертов угол, место прогулок молодежи, куда ездили в лодках шумными компаниями студенты, модистки и всяческая молодежь....
Прекрасно на Кабане летом, но ещё лучше зимою, когда мы катались на коньках по синему снегу и когда по праздникам разыгрывались кулачные бои - забава тоже, говорят, нехорошая. Сходились с одной стороны мы, казанская Русь, с другой - добродушные татары. Начинали бой маленькие. Бывало мчишься на коньках, вдруг, откуда ни возьмись, вылетает ловкий татарчонок: хлысь тебя по физиономии и с гиком мчится прочь. А ты прикладываешь снег к разбитому носу и беззлобно соображаешь:
- Погоди, кожаное рыло, я те покажу!
И, в свою очередь, колотишь зазевавшегося татарчонка. Эти веселые кавалерийские схватки на коньках и один на один, постепенно развиваясь, втягивали в бой все больше сил русских и татарских. Коньки сбрасывались с ног, их отдавали под охрану кого-нибудь из товарищей и шли биться массой, в пешем строю. Постепенно вступали в бой подростки. За ними шло юношество, и, наконец, в разгар боя, являлись солидные мужи в возрасте сорока лет и выше. Дрались отчаянно, не щадя ни себя, ни врага. Но в горячке яростной битвы никогда не нарушали искони установленных правил: лежачего не бить, присевшего на корточки - тоже, ногами не драться, тяжестей в рукавицы не прятать. А кого уличали в том, что он спрятал в рукавице пятак, ружейную пулю, или кусок железа, того единодушно били и свои, и чужие...

* * *
В качестве источников использованы воспоминания Ф.И.Шаляпина «Повести о жизни»
Виды сада Панаева - А.И.Дубин. «Тарихи Казан». Казань, Таткнигоиздат 2003
Вид судна на оз.Кабан, заимствован отсюда
Вид нефтяного каравана на Волге, заимствован отсюда
Казанский «бомонд» из личного собрания

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

мемуары, фото, люди казани

Previous post Next post
Up