[По материалам НА РТ]
Нередко исследователям попадаются архивные документы с оттисками различных клейм и штампов. Клейма на бумагу ставили европейские производители ещё в 14 веке. В Российской империи заметное производство бумаги можно отнести к 18 столетию, хотя в конце XIX в. Н. П. Лихачев обнаружил упоминание бумажной мельницы в России XVI в, в купчей 1576 г. С находкой Лихачева согласуется известие 1547 г. о вербовке ремесленников в Германии для Ивана Грозного, среди которых назван и бумажный мастер. Однако, о высоком качестве и значимом по объёмам производства бумаги в Московии, речи не было. Итальянский путешественник Рафаэль Барберини в 1564 г. советовал европейским купцам вести в Россию бумагу, так как, по его словам, москвичи бумагу уже изготавливают, но должного качества им достичь не удается. Кроме того, что первые бумажные мельница принадлежали иностранцам. Они производили бумагу ставя на них поддельные филиграни (клейма) иммитурующие известные и популярные торговые марки того временени.
В 1744 г. вышел указ, предписывающий указывать на филигранях местонахождение фабрики, фамилию владельца и год изготовления бумаги.
В XVIII в. в России при производстве бумаги применяли всякие новшества. Так, c 1710 г. при изготовлении бумаги использовали асбест. С 1718 г. на петербургских мельницах для изготовления маркировочного знака на сетке стали применять не медную, а серебряную проволоку, что позволило достичь в рисунке филиграни большей сложности и изящества. В 1798 г. известный русский просветитель Н. А. Львов изобрел специальный «каменный» картон, изготавливаемый с добавлением каменного угля, который можно было использовать при строительстве фортификационных сооружений. В конце XVIII - начале XIX вв. в бумажную массу добавляли медный купорос, отчего бумага приобретала характерный голубоватый или зеленоватый оттенок. Такую бумагу называли «сахарной». Она встречается в рукописях и печатных изданиях с 80-х гг. XVIII в. до 10-х гг. XIX в. И несмотря на появление в начале XIX в. машинного отлива бумаги, ручной отлив на большинстве фабрик практиковался вплоть до второй половины XIX в.
Хотя ещё в 1798 г. Н. А. Львов предложил использовать паровую машину в бумагоделательном производстве, однако началом машинного производства бумаги в России стал 1814 г., когда Петербургский литейный завод приступил к изготовлению машин для казенной Петергофской бумажной фабрики. На этой фабрике, которая была открыта в 1817 г. и являлась образцовой, впервые установлено непрерывно-поточное производство бумаги. Сырьем для него по-прежнему служило тряпье. Правда, уже в начале XIX в. в качестве сырья стали применять рогожу, мочалу и лыко, но только для бумаги низкого качества. Использовать древесину для массового производства бумаги стало возможно лишь после 1847 г., когда был изобретен дефибрер - машина для выработки однородной древесной массы
В Западной Европе получил распространение так называемый «денди-ролл» - вал с укрепленными на нем штампами. Этот вал вращался над конвейером, по которому бесконечной лентой двигалась бумажная масса, и проставлял оттиски через определенное расстояние. Такая филигрань, а точнее - имитация филиграни, находится на стороне листа, обратной стороне с отпечатком бумагоотливочной сетки.
В большинстве случаев на произведенной в России с 40 до 90-х гг. XIX в. бумаге машинного отлива филигрань отсутствует. Вместо филиграни на бумаге появляется другой маркировочный знак - штемпель. Это штамп слепого тиснения (т. е. без добавления краски), на котором читаются название фабрики и в некоторых случаях - сорт бумаги или адрес фабрики. На штемпелях встречаются также изображение герба владельца бумажной фабрики или местности, в которой находится фабрика.
Именно таким штемпелям посвещена данная заметка.
Ранние образцы русской бумаги со штемпелями датируются 1828 г. Проникновение штемпеля в Россию можно объяснить подражанием французской и английской бумаге того времени, которая имела широкое хождение на русском рынке и даже считалась бумагой лучшего качества, нежели отечественная. Наиболее часто в России употреблялась английская бумага высшего качества с маркировкой BATH, производимая в Бате с 20-х гг. XIX в., и французская бумага «Marion» и «Laroche Duche le jeune». Часто иностранные штемпели включают изображение короны. Это означает, что фабрикант имел королевскую привилегию на изготовление бумаги. Мода на бумагу со штемпелями в России началась в 40-е гг. и продолжалась до 80-х гг. XIX в. В этот период штемпель использовали и как гриф учреждения или частного лица, например у букиниста-антиквара.
Штемпель как фабричная марка бумаги отличался заметным разнообразием вариантов. Так, одно из крупнейших бумажных предприятий России того времени, фабрика Говарда, метила свою продукцию 14-ю различными штемпелями (рис. 31), а Петергофская фабрика - 12-ю штемпелями. Штемпели разных фабрик имели разнообразную форму - овал, прямоугольник или более сложные фигуры, а также разные размеры - от 12x9 мм до 16x26 мм. При этом технология тиснения штемпеля оставалась всюду единой. Штемпель теснили специальным прессом под сильным давлением как правило в левом верхнем углу листа. Один штемпель ставили на партии из шести листов, поэтому отчетливо рисунок штемпеля читается только на том листе, который был в этой партии первым.
«
КРПФ РГГА»
«
Первушина сыновья в Вятке, №7»
«
Способин и Ко»
«
Фабрика Платунова №6»
«
Косинская ф-ка №7»
«
ф-ка Сергеева №5»
«
неопределен»
«
Сочевня №5»
«
sign»
Воспроизведены оттиски слепых бумажных штемпелей обнаруженных на документах казанской губернии 1903-1914 гг.
Источники:
Сиренов А.В. Датировка рукописей по маркировочным знакам бумаги. Учебное пособие к курсу «Русская палеография» При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна