Сегодня пришлось выбраться далеко в город, аж до ул.Бутлерова. Приехал туда на автобусе, но остановка далеко от нужного мне места. Пришлось идтить аж по Гоголя-Маяковского. Приближаюсь к перекрестку Бутлерова-Маяковского, и чу! Трели соловья? Нет не трели. Мычание коровушки-буренушки? Нет не мычание.
Да это слышится работа сваебойки за огражденной территорией бывшего места Дома медработников, в здании которого до революций размещались ремесленная управа и Александринская больница. Ну и просматривается в щели и то, что выше ограды - всякая строительная техника.
Комплекс Ремесленной управы и Александринской больницы был уничтожен осенью 2012 года, как выяснилось с подачи чиновника гор.администрации. Но в тот раз почему-то тоненькое пищание общественности таки было услышано важными людьми и власти обещали вопрос урегулировать. Типа все исторические кирпичи сохранить и заново отстроить из них прежний дом. Но так и стояла изгородь с 2012 года по нынешний 2019, т.е. более семи лет. Ну хоть пустырь уберут, если его сотворили на позор города.
Вид с ул.Маяковского. 25.11.2019
На старом сайте делал заметку об объекте и печальных событиях его постигших. Повторю здесь.
Этот известный в округе Дом медработников, был утрачен в начале сентября 2012 года.
2009 год.
Сентябрь 2012 г.
Год этот оказался весьма «урожайным» в части уничтожения архитектурно-исторического наследия Казани. Были снесены дом
С.Д.Соловьева,
дом наследника купца Утямышева, Торговые лавки сенного базара (XIX в), каменный дом Алафузовых (где нах-ся Сантехприбор), торговый дом Алафузова (деревянное зодчество),
дом Карима Каушчи, весьма символично обрушилась заметная часть бывшей гостиница КАЗАНЬ, известной как «Казанское подворье» или номера Щетинкина. Справедливости ради, следует отметить, что здание бывшего дома медработников не числилось в реестре памятников архитектурно-исторического наследия находящихся под «охраной» государства. Нового собственника никто не обременял необходимостью сохранения этого здания. Вообще, улица Бутлерова (бывшая Ново-Горшечная), в этой части почти полностью не защищена. В охранный реестр было только 12 домов расположенных на этой улице. Причём, несмотря на государственную «охрану», 3 дома из этого списка утрачены давно.
Когда здание начали ломать, не было возможности оперативно собрать соответствующую информацию. Свободное время выдалось, когда здание было снесено уже полностью, и я пришёл, что называется к шапочному разбору. Однако, здешние рабочие подсказали мне, что в процессе разбора здания столкнулись с тремя видами кирпичных клейм: МЧ, ПП и ПЖ. Кирпичей с клеймом Марии Челышевой сам здесь уже не увидел, но с клеймами ПЖ и ПП, мне дали возможность сфотографировать.
Клеймо ПП на разобранных кирпичах бывшей Александровской больницы
Клеймо ПЖ на разобранных кирпичах бывшей Александровской больницы
Первоначально здание, где недавно размещался Дом медработников, было Александровской больницей. Эта больница, изначально предназначавшаяся для ремесленников и чернорабочих, была основана в 1866 году и содержалась на средства купеческого и ремесленного обществ. По сведениям календаря-указателя города Казани на 1882 год, плата здесь составляла 7 руб. 50 коп. в месяц.
К началу ХХ века это больничное здание было небольшим по казанским потребностям, что считается одной из побудительных причин постройки новой
больницы купцом Я.Ф.Шамовым. Который сначала являлся попечителем Александровской больницы. Попечительство Я.Ф.Шамова над этой лечебницей было утверждено 16 октября 1887 года протоколом заседания Казанской городской думы. Но Шамов должен был видеть, что здание больницы плохо приспособлено для функционирования подобных учреждений. По-видимому, именно это обстоятельство способствовало принятию им решения построить новую, отвечающую всем требованиям времени, больницу, впоследствие известную как Шамовская. Здание же старой Александровской больницы, отошло Казанской Ремесленной управе, которой в 1910-х гг. заведовал председатель общего присутствия ремесленной управы, ремесленный голова Павел Евгеньевич Павловский. К этому времени в управе имелась телефонная связь, и барышни телефонной станцiи, если их вежливо попросить, уверенно осуществляли соединение номером 33 значившимся именно за казанской ремесленной управой. К этому времени оценка здания Городской Управой составляла сумму 14 650 руб.
То, что в советское время здесь обосновался дом медработников, вполне имело под собой почву. Ведь бывшая Александровская лечебница была среди подобных заведений общего профиля, одной из старых в Казани. В решении передать здание старой больницы советским медработникам, как бы проводилась историческая связь разных поколений профессионалов медицинского обслуживания. Но место это не было постоянным. Ещё в сентябре 1935 г. Дом санитарной культуры Татнаркомздрава, переехал из другого дома на ул.Бутлерова (№18) на улицу Островского, 11 (тел.4-19). Пока точно не выяснил, когда же дом медработников вернулся на эту улицу и обрел прописку в здании бывшей Александровской больницы.
Во всяком случае с 1960-х годов это место было памятно работником Минздрава. В эпоху дискотек здесь проводились дискотеки, которые посещали студенты мединститута и старшеклассники из округи. На моей памяти сохранилось, что продолжительное время библиотекой дома медработников заведовала Наиля Ахунова, дочь известного татарского писателя Гарифа Ахунова, впоследствии сама ставшая известной поэтессой.
_
Уклон улицы Бутлерова, на примере расположения, ныне
утраченного здания старой Александровской лечебницы
Улица Бутлерова идет под уклон, спускаясь к бывшей Рыбнорядской площади. Соответственно фундаменты домов здесь ставили с учётом такого уклона. Потому, такому неумелому фотографу, как я, несмотря на значительную фотопрактику, сложно сразу поймать в кадр «правильный» горизонт. На фотографиях прошлых лет вы видите трамвайные пути, одной из первых веток казанского трамвая. Сейчас трамвайные рельсы убрали, для обеспечения пропускной способности улицы. Но если бы изначально не разрешали строить в исторической части огромные высотки, новые присутственные места и мегаофисы, то проблем, ни с парковкой, ни с пропускной способностью, здесь не возникло бы. И не было бы необходимости так рьяно уничтожать казанскую историю.
UPD
26 числа опять возникла надобность приехать в эти края и не последний раз. В этот раз строительные ворота были вынуждено распахнуты. Бурились места под опоры ворот.