Оригинал взят у
murmon в
Воробьевы На фотографии семья Воробьевых. Сидят родители: Татьяна Илларионовна и Осип (Иосиф) Никанорович. Сзади стоят их дети, слева направо: Клавдия Иосифовна (1910 - ?) Константин Иосифович, Александр Иосифович, Николай Иосифович (1894 - 1967)
Наиболее выдающийся человек - это именно Николай Иосифович. Он был ученым этнографом и географом, изучал этнографию народов Поволжья, в частности, исследовал происхождение казанских татар, в 20-30 годы был директором нынешнего Национального музея республики Татарстан, был талантливым преподавателем.
Вот здесь написано подробно о его жизни и творчестве, особенно по второй ссылке
http://kpfu.ru/imoiv/etnograficheskij-muzej/personalii/vorobev-nikolaj-iosifovich http://libweb.kpfu.ru/z3950/ubiz/vorobev.pdf - подробная и интересная статья о разных сторонах жизни ученого.
Я была знакома с Клавдией Иосифовной, младшей дочерью семьи. Она была приветливым и добрым человеком, с хорошей памятью, с живой речью, она много рассказывала мне о своей семье. Жили её родители в городе Хвалынске Саратовской губернии. Там было много фруктовых садов, у них росли яблони и груши, и, наверное, что-то еще. Из плодов делали пастилу, сушили на крыше дома, и маленькая Кая бегала на крышу, чтобы попробовать пастилу, говорила так: мама, я посмотрю, готова ли пастила? (а сама стремилась попробовать кусочек-другой) И мне бабушка Кая добавляла так: тогда ведь строго детей держали, не то что сейчас: ешь, ешь, все что хочешь!
Она родилась в 1910 году, мама её стеснялась своей поздней беременности, а "сейчас никто не стесняется - и в 40 и за 40 рожают, и ничего, а маме моей было всего-то 35 лет"
У мамы уже было 3 сына, и долгожданную дочку мама хотела назвать Лидией, но её сыновья-гимназисты, Саша и Костя, встали перед матерью на колени и попросили назвать сестренку Клавдией - в честь гимназистки Клавдии Гузиковой, которая, видимо, была хороша собой и всем нравилась. И потом мама говорила дочке: вот идет твой ангел-хранитель, Клавдия Гузикова!
Клавдию Воробьеву в семье называли Кая, правда соседская девочка её дразнила: Клавка-булавка, швейка-копейка!
Отец занимался тем, что скупал у крестьян хлеб, причем он был государственным служащим, как я поняла тогда. Мама очень хорошо шила, и дочку тоже учила шить. Очень интересно рассказывала мне бабушка Кая о детстве своей мамы, Татьяны.
Танечка очень рано потеряла мать, отец привел в дом мачеху. Её бабушка, мать отца была староверкой, обладала твердым характером и жила отдельно от сына. Как-то она приехала к сыну и увидела, как её невестка, мачеха Тани, в ответ на жалобу прислуги на непослушание девочки, сказала: так поддай ей! Бабушка вмешалась и сказала: ты сама должна наказывать ребенка, если он виноват, но не смей разрешать посторонним её бить и тем более приказывать побить! И через некоторое время бабушка забрала Танечку к себе и стала воспитывать её сама. (У мачехи появились свои дети) Бабушка учила Таню шить, та очень много шила, уставала сидеть на одном месте, говорила: бабушка, давай я полы вымою! ( но видимо полы мыл кто-то другой там)))
А когда Татьяне стало 16-17 лет, её пришли сватать. Причем, семья: сын, его родители и сестра, приплыли на пароходе свататься в другую семью, но не застали хозяев дома, и соседи сказали: а вот тут у нас тоже живет
девушка на выданье. И они пришли к Таниной бабушке и сказали: "Мы ищем невесту для сына" И вот состоялся разговор, бабушка сразу сказала: Готовить моя внучка не умеет, но умеет шить и вышивать. Мать жениха ответила: ничего страшного, мы её всему научим. Когда гости уехали, бабушка спросила Таню: тебе понравился жених-то? Девушка ответила: мать его мне не понравилась, сестра понравилась, а на самого жениха я и не смотрела. Но все же вскоре Татьяна вышла замуж за Осипа.
Я спросила: " А сама-то ваша мама кого-нибудь любила? "Ой, да кого она могла полюбить, что ты! Один раз они ехали с бабушкой в повозке и навстречу ехал молодой парень, брат её подруги, он поздоровался, Таня ответила, так бабушка её потом очень сильно ругала за нескромное поведение...
Но, как я понимаю, супруги полюбили друг друга.
Бабушка Кая рассказывала, как она впервые попала в Казань, они приехали к брату Николаю, тот уже работал директором музея, были, наверное, 20-е годы, наверное нэп, Каю послали в лавку за батонами недалеко от музея, потому что и квартира у него была при музее.
Я интересовалась событиями революции и гражданской войны, она рассказвала, как приходили к ним в дом реквизировать имущество, открывали сундуки, вытаскивали одежду и забирали. Потом мама стала умнее, и как только являлись с обыском, она требовала: покажи мандат! Если не было мандата, то "реквизитчики" пятились и уходили. Кая смотрела, как молодые парни открывали сундуки, примеряли на себя одежду, а мама насмешничала: куда тебе, такому тощему эти штаны! утонешь!
И как-то постучал в дом измученный избитый человек, он сказал, что перебрался с другого берега Волги и там такого ужаса насмотрелся, что и не знал, что люди могут такое творить. Он все время плакал и потом сошел с ума. Я переспрашивала: "Так это была уже Гражданская война, это белые, да, издевались над людьми?" Бабушка ничего конкретного ответить не смогла, да она же и сама была тогда ребенком. Также она говорила, что её братья Костя и Саша участвовали в Гражданской войне, а вот за красных или за белых, она не знала. Я тогда очень удивилась, как можно не знать такое??
Её братья и Костя и Саша довольно рано умерли от туберкулеза, еще молодыми.
Сама она вышла замуж, муж её был ветеринарным врачом, у них родился сын. 22 июня 1941 года мужу её сразу пришла повестка и они пошли с женой сфотографировались на прощание, как я понимаю, на улице Баумана. Она показывала мне карточку, где муж её одет в пиджак и рубашку без воротника. Она объясняла мне: это нательная рубашка, нижняя, мы так торопились, так растерялись, что вот так и снялись. И с войны её муж не вернулся. Сын её умер рано, когда я с ней познакомилась в начале 80-х годов, она жила со своим внуком Вадимом, невесткой Тоней и правнучкой Галей в однокомнатной квартире на ул. Гвардейской.
Бабушка Кая показывала мне альбом с фотографиями, очень интересно рассказывала, вспоминала разные эпизоды, несколько фотографий она подарила мне, но та, которую я здесь выставила - она из интернета с выставки, посвященной Н.И.Воробьеву.
Недавно из последнего номера жирнала "Казань" я узнала, что Николай Иосифович Воробьев жил в доме № 10 по ул. Зои Космодемьянской, так же это подтверждается комментарием в одном ЖЖ
http://brunja.livejournal.com/30464.html?thread=72960#t72960 Я этот дом очень хорошо знаю, потому что он находится недалеко от дома Дружининой, который я систематически снимаю,как его восстанавливают. В статье о Николае Иосифовиче( см. выше) упомянут дом, и описана квартира, в которой он жил со своей семьей.
Сегодня я прогулялась туда - он стоит! Стоит единственый среди огромных новых зданий.
У меня есть одна из книг Николая Иосифовича, там много интересного, но я мне показались особенно интересными записи измерения температуры в Казани и Татарии 100-летней давности, эти страницы я привожу. И также, памятью о бабушке Кае является мое свадебное платье, которое она мне сшила, и оно по сей день цело.