Архиерейская дача, карета анпиратрицы, масон Полянский

May 11, 2016 02:45

В продолжение темы екатерининской кареты. Предполагаю ещё две публикации. Первая собственно о первоначальном (?) месте хранения кареты. Упоминал там, что после отъезда Екатерины карета была оставлена городу. Хранилась карета на Архиерейской даче. После выставки 1890 г. карета была подарена городу отцом Павлом и попала в Казанский городской музей (Назипова Г.Р. «Казанский городской музей. Очерки истории 1985-1917 годов». Казань 2000).
Сейчас представляю некоторую информацию о самой Архиерейской даче (или архиерейский загородный дом - АЗД), несколько поверхностное обследование которой мы совершили с Исламом Хабибуллиным в 2009 г. И с его же подачи изучил некоторые интересные стороны этого места, о чём читайте ниже.
На окраине нынешней Казани, в районе старых Горок, там, где соединяются ул.Танковая и Оренбургский тракт, на высоком холме виден архиерейский загородный дом.



В конце XVIII века здесь была и усадьба помещика и масона Полянского. В своём имении, Полянский заложил огромный сад. Беспорядочно заросший к нынешнему времени, сад утратил прежнюю планировку, как и часть своей территории и, скорее всего, утратил своё первоначальное ботаническое содержание.
А ранее под руководством Полянского здешний сад был разбит так, что образовывал собой масонские символы, в т.ч. было здесь и изображение солнца с расходящимися лучами (скорее всего речь о «Лучезарной Дельте»).
Однако, следует отметить, что имение Полянского было основано не на пустом месте. В данном случае опираемся на сведения из книги А.Елдашева «Казанский некрополь» (Казань, 2009), где в части изложении истории Казанского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря (архиерейская дача) и его некрополя, автор упоминает и Полянского. Справедливо отметить, что автор приводит и тот факт, что высокий холм на котором располагается этот историческо-архитектурный комплекс, ещё задолго до освоения его православными монахами пользовался почтительным уважением со стороны местного татарского населения. До сей поры здесь сохранилось место древнего мусульманского кладбища.
Сохранились могильные камни, которые на рубеже XIX-XX вв. исследовали казанские лингвисты. Ими были прочитаны надписи на двух каменных могильных плитах, выполненных арабским шрифтом, находившихся на территории комплекса. Могильные камни были установлены на княжеских булгарских захоронениях и датируются втор.пол. XIII в. (Шпилевский С.М. «Древние города и другие булгарско-татарские памятники в Казанской губернии». Казань, 1877 стр.475-477; и др.авторы). На месте кладбища имеется мемориальный камень.



Есть некоторые хронологические нестыковки, которые скорее всего от недостаточности сведений (у меня) об «эксплуатации» данной территории. Краевед М.С.Глухов-Ногайбек в своём Казанском ретро-лексиконе (Казань 2002) приводит данные о резиденции казанских митрополитов и архиепископов в пригородном Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме), как основанной в XVII веке. Сам же архиерейский загородный дом по его словам сооружен в 1780 г. по проекту архитектора В.И.Кафтырева.
С одной стороны известна деятельность Полянского по «масонскому» благоустройству этого загородного имения, с другой стороны источники утверждают, что после выхода во вторую (казанскую) отставку в 1781 г. он поселился в своём уездном имении в Пановке.
Что говорят изученные мной источники о Полянском?




Василий Ипатьевич (в разл. источниках указывался и как Ипатович, Игнатович и даже Иванович) Полянский (1742-1800). Определённо известно, что урождённый Казанского наместничества В.И.Полянский состоял в масонской ложе. Чему, видимо, предшествовало то обстоятельство, что в 1771 году он был отправлен императрицей Екатериной II за границу (Швейцария) снабженный рекомендационным сопроводительным письмом. В Швейцарии находился замок известного философа Вольтера. Полянский был представлен Вольтеру, который отнёсся к гостю весьма благосклонно и подарил ему свой портрет с личным автографом.




Полянский прожил в Швейцарии с мая по декабрь 1771 г., неоднократно бывал у Вольтера, также получив от него на прощанье письменные рекомендации. Путешествовал по Италии на деньги выделенные для этого Государыней анпиратрицей. Но вернувшись на родину, он оставался в столице (не Третьей). Казанскому периоду его жизни предшествовала столичная гражданская служба. С 1742 по 1778 годы он состоял секретарём Петербургской Академии Художеств. Т.е. в период поездки императрицы по Волге в 1767 г. не находился в Казани и не мог иметь прямого отношения к перевозке знаменитой кареты на АЗД.
Полянский служил также в Комиссии по составлению законов под начальством князя А.А.Вяземского, и находясь под покровительством последнего. Имел чин коллежского асессора.
Имелись и не очень приятные моменты в биографии В.И.Полянского. Так за свои любовные похождения и дерзкое поведение в момент задержания его полицией, он был приговорён к отсечению руки. Такой приговор был следствием не просто «покушения на честь жены генерала», но именно за дерзкие речи в отношении императрицы Екатерины II. Однако он был прощён императрицей и по ходатайству З.Г.Чернышева. Но из столицы был отослан и в 1778 году назначен в Могилевское наместническое правление, где стал учредителем местной масонской ложи. Выйдя в 1780 году в отставку в чине надворного советника, В.И.Полянский перебрался в Казань, где были его поместья. Поправив здоровье на минеральных водах он поступил советником в Казанское наместническое правление, но через год и здесь вышел в отставку.
Полянский собрал богатейшую библиотеку, которую завещал в 1798 году Первой Казанской мужской гимназии. Это его книжное собрание, наряду с Потёмкинской библиотекой, впоследствии легло в основу Научной библиотеки Казанского университета.
Много биографической информации казанского периода жизни В.И.Полянского есть у историка Н.П.Загоскина, но часть масонских пристрастий Полянского там деликатно названы мистическими. Хотя биографические сведения приводимые историком достаточно обширны. Однако, разбирая детали биографии Полянского наш Загоскин упоминает его связи и увлечения масонством, напрямую и детально не оговаривая откуда он набрался масонских идей.



В частности то, что он ещё служа в Могилеве В.И.Полянский основал масонскую ложу, а уж в казанский период жизни стал и мистиком.



В двухтомнике «Истории Казанского университета за 125 лет» (Казань, 1936), его составитель М.К.Корбут упоминает именно масонские пристрастия В.И.Полянского.



Та же информация подтверждается и в истории масонства, где указываются источники информации, в т.ч. 14 том РБС.



Надо было бы ещё посмотреть рекомендованное издание: Н.Агафонов. Казань и казанцы. 2 выпуска (1905 или 1908 гг), но нет на всё время.

Упоминание жизненных перипетий, через которые прошёл Полянский, в т.ч. про отмену отсечения руки, у А.Елдашева не выходят за рамки изложенного мной выше. Но, начиная о нём повествование, Елдашев, ссылаясь на некие достоверные источники, утверждает с полной однозначностью, что на территории монастырского некрополя Казанского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря упокоился известный казанский масон и вольнодумец Полянский Василий Ипатович (1742-1800/01). Поклониться его могиле приходили не только из Казани, но приезжали и издалека.

Согласно исследованных мной источников, после того как в 1781 г. Полянский вышел в повторную (казанскую) отставку, он поселился в своём имении Пановка Лаишевского уезда. На исходе 19 столетия, как мне известно, Пановка была уже волостным центром. От тогдашней Казани, лаишевская Пановка находилась в 29 верстах (верста=1,0668км). После смерти В.И.Полянского имение Пановка перешло к его сестре Наталье Ипатовне (ум.1815), от неё к сыну Владимиру Ивановичу Юшкову (1789-1869). Одним из последних владельцев имения внук Иосифа Ивановича Александр Александрович Юшков (1857-?).
Василий Полянский был погребен в фамильном месте упокоения рода Юшковых, слева от входа в парк, за алтарем Воскресенской церкви.
Вплоть до начала ХХ века (возможно до 1920-х гг.), над его могилой сохранялась чугунная плита, на которой была отлита следующая надпись: «Под сим знаком лежит прах надворного советника Василия Ипатова сына Полянского, возродившегося в 1784 году, ноября 23 дня; а всех лет жития его было пятьдесят девять, восемь месяцев и 5 дней. Ты, читатель, воздохни к Вышнему и умиленно помолись Господу Иисусу Христу. Аминь». (Ильминский Н. «Любопытное надгробие» // Справочный листок г.Казани, 1903, стр.13).
Н.Ильминский, а вслед Н.П.Загоскин отмечают, что до захоронения Полянского за алтарём Воскресенской церкви уже покоилось несколько членов семьи Юшковых.
Во время европейского путешествия, а также проживая в Казани Полянский собрал библиотеку. Часть книг (298 названий в 693 томах) была им подарена Первой Казанской мужской гимназии (в дальнейшем императорского Казанского университета, впоследствие КГУ) - дарственная от 26 ноября 1789г. В их числе 270 сочинений было на французском языке, в т.ч. издания XVIII века по философии, истории, филологии (сочинения Вергилия, Плутарха, И.Г.Гмелина, шведского офицера Ф.-И.Страленберга, бывшего в российском плену, французского просветителя Ш.Монтескье, английского поэта Дж.Мильтона, сочинения Фонтенеля). Это его книжное собрание, наряду с Потёмкинской библиотекой, впоследствии легло в основу Научной библиотеки Казанского университета. Также университету были подарены и два портрета - самого Полянского и Вольтера с дарственной надписью Полянскому. Однако, судьба этих портретов после революции неизвестна. Ничего не могут прояснить в этом вопросе и нынешние сотрудники университетского музея. Приведенные здесь оба портрета взяты из книжных иллюстраций к соотв. изданию по истории университета.
Младшая сестра В.Полянского Марфа (1758 - 2февр.1822) была замужем за казанским прокурором Романовым. Их марьяжные родственники Юшковы были людьми известными и влиятельными. Род Юшковых внесён во вторую часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 15.11.1838г., утверждён указом Гарольдии от 29.08.1842г. В.И.Юшков был участником Отечественной войны 1812года; с 1816 г - полковник, в каком чине и вышел в отставку; 1843-1846гг. - лаишевский уездный предводитель дворянства. За ним было сельцо Пановка Лаишевского уезда. Генерал-майор Юшков Александр Иванович.- герой антинаполеоновских войн, в 1812г в чине полковника и командира батальона лейб-гвардии Преображенского полка сражался под Бородино (орден св.Анны 2-й степени). В 1813 г участвовал в сражениях под Люценом, Бауценом (орден св.Владимира 3-й степени), Пирной, Кульмом, Лейпцигом, находился в блокаде Майнца и т.д. По взятии Парижа союзными войсками 18 (30) марта 1814 г. был назначен губернатором французской столицы. Иосиф Иванович Юшков (13.03.1788-01.08.1849) - шталмейстер (соотв. гражд.чину тайного советника III класса) Императорского Двора, был женат на Голубцовой Варваре Ивановне (28.06.1795-24.08.1841); кавалер орденов св.Владимира 4ст, св.Анны 2 ст,




Когда мы c Исламом гуляли по территории бывш.архиерейского загородного дома, нас сопровождал местный электрик. Кое-что нам поведавший. Тогда ещё сохранялись останки деревянной часовеньки нач. XIX в., где скорее всего и нашел своё последние упокоение масон Полянский. Часовенька не уцелела. Вот что тогда удалось запечатлеть из видов на неё













Примерно через год (точно не помню) на этой территории произошел пожар. Часовенька сгорела полностью, хотя ряд объектов и сама территория АЗД, как подсказал terentiy_kazan, были включены в список охраняемых объектов культурного наследия Постановлением Совета Министров Татарской ССР № 601 от 23.09.1981г.

До пожара на территории АЗД, возле ныне сгоревшей деревянной часовни лежали фрагменты каменной стелы, возможно имеющей отношение к времени проживания здесь В.И.Полянского. Т.е. б.м. это и были останки той самой установленной им стелы, о которой упоминают источники.




Превьюшки фотосессии из той прогулки раскрываются на яндекс-фотках:



































Ещё там имелась высоченная водонапорка. Она, конечно, знатная, но лично не стал рисковать здоровьем, чтобы на неё забраться и оглядеть сверху территорию.







На территории АЗД есть ещё интересное место. В бывш.надвратной хол.церкви есть музей расположенного здесь института. Среди экс-тов различные старые с/х изделия и кукурузная спец-периодика времен СНХ:





Но об этом музее как-нибудь в следующий раз поведаю. Когда фотки обработаю, до которых руки никак не доходят.

Место для казанского масонства здесь знаковое, но тема регулярного масонства на самом деле никаких тайн конспирологических обществ не раскрывает. Сложно рассчитывать на такую «случайную утечку» информации от тайных обществ, которой набиты все специализированные издания по масонству. Всё туфта, с некими внешними масонскими атрибутами, которыми насыщены и нынешние объекты Казани. Взять ту же клановую пирамиду подчеркнутой отделенной вершиной. А в ночной подсветке выглядящей как лучезарная дельта (ЛД).






Но всё это уже игры с символикой. Так что не обольщайтесь :)
Однако следы деятельности масонской ложи в прежние времена вполне можно обнаружить в тематической экспозиции Нац.музея РТ





А так же на Арском кладбище. Скажем, на надгробном камне выдающегося учёного и геометра Лобачевского и на его фамильном гербе.




hаста пронто, дорогие амигос!

P.S.
Статья несовершенна. Ничего не имею против конструктивной критики.

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

парки и скверы, инспекция, персоналии, XVIII век, университет, Казанская губерния, тайныя общества, арх.-ист. наследие, Казань, утраченное

Previous post Next post
Up