К годовщине Г.Ф.Бурнаева

Apr 25, 2016 16:21

Оригинал взят у rustem_akhunov в К годовщине Г.Ф.Бурнаева
Ещё в 1988 г. в газете «Вечерняя Казань» за 28 апреля вышла статья о татарском просветителе Гата Исхаки. Где в числе его соратников на культурном поприще упоминается Г.Ф.Бурнаев, которому отводится существенная роль, но мало что о нём написано.




А ведь 28 апреля очередная годовщина Г.Ф.Бурнаева (1888-1962), который оставил след в татарской истории, но на Юж.Урале. Хотя Гариф Бурнай был уроженцем Казанской губернии, и завершил свой жизненный путь в Казани.
Значительная часть мусульманский деятелей Южного Урала были выходцами из Казанской губернии. Гариф Фатыхович Бурнаев уроженец д.Сая Казанского уезда Казанской губернии. Его родителями были Фаткуллин Фатых и Хуснизямал Исмагил кызы. Как же получилось что у Гарифа не фамилия отца, а фамилия Бурнаев? Скорее всего уже попав на Урал Гариф Фатых улы взял себе фамилию своего хозяина, такое практиковалось, и не единично.
Каким образм он попал на Урал подробностей нет, как неизвестен первый пункт его прибытия на Урал. Возможно сначала он попал в Оренбуржье, в г.Орск. Там был купец Бурнаев (выходец из с.Верхн.Береске Казанского уезда).
Появившись в начале ХХ века в Челябинске, Гариф Фатыхович в кач-ве приказчика представлял интересы Троицкого торгового дома Братьев Яушевых, ташкентских купцов.
Но те времена были непростыми. После революции 1905 года власти и жандармское управление в их лице, стали внимательнее приглядываться к разным общественным организациям, в т.ч. библиотекам. При соборной Ак-мечети Челябинска имелась бесплатная библиотека-читальня. Значительную часть фондов той библиотеки составляли книги на татарском и турецком языках напечатанных арабицей. Местные власти не владея татарской грамотой не могли проверить их содержание.
Ротмистром Челябинского отд. жандармского управления из самой Казани был вызван переводчик и направлен для просмотра фонда библиотеки-читальни.
Прибывший издалека переводчик выявил там ряд запрещенных изданий, содержащих пантюркистские идеи и иную крамолу. Следует отметить, что в РИ существовали списки запрещенных книг издававшихся не только на русском языке, но и всех народностей населявших Российскую империю. Крамольные книги были изъяты из библиотеки, но без последствий для её функционирования. Но власти пристальнее стали приглядывать и за активистами мусульманской общины города. В отчётах жандармского ротмистра появился ряд фамилий. Наибольшими «смутьянами» придерживающихся антиправительственных взглядов посчитали одного из богатейших купцов Ш.Ахметова, брата попечителя местной женской гимназии И.Галеева и приказчика Гарифа. Мой дед там помечен как сочувствующий им.
Однако и в этом случае никаких оргвыводов не последовало. При этом следует заметить, что Гариф Бурнаев являлся одним из учредителей и пожизненным членом библиотеки-читальни, а также был и секретарём правления Мусульманского благотворительного общества Челябинска.
Важной вехой в деятельности Г.Ф.Бурнаева была организация татарского театра в Челябинске. И началась эта деятельность не в 1913 г. как написано в газетной статье, а гораздо раньше. Предполагалось выручку от спектаклей направлять на поддержку общины, в первую очередь малоимущих, помощь учащимся и т.п. Но губернатор не дал разрешения. Более того, у Бурнаева состоялся нелицеприятный разговор с представителем власти. Этот момент, как и историю создания театра, Гариф Бурнаев уже в советское время описал в тематической статье вошедшей к 1926 г. в сборник «Татар театры 1906-1926».
Эта книга была переиздана уже на татарской кириллице в 2003 году



Всё же в начале второго десятилетия ХХ века вопрос с татарским театром в Челябинске разрешился. А роль Гарифа Бурная не только в Челябинске, отмечена также в книге М.Абубакировой, И.Шамсутдинова «Историю оставить народу своему».



Будучи представителем Троицкого торгового дома Яушевых, Г.Ф.Бурнаев женился на мл.дочери Абдуллы и Мафтухи Яушевых, Рабиге. Рабига была наделена множеством талантов, в т.ч. в музицировании. Самоучкой она освоила игру на фортепьяно и в качестве тапера сопровождала труппу театра основателем которой был её муж. Кстати, небезысвестная Фатыха Аитова, создавшая в Казани татарскую школу для девочек, в девичестве была Яушевой. Она была родной сестрой Абдуллы Яушева. Сам Абдулла Абдулвалиевич Яушев был достаточно крупным торговцем в Троицке, но не самым богатым из Троицких Яушевых.
Так переплетались казанские и челябинские связи. И это один из большого количества подобных случаев.
Перед Гарифом Бурнаевым открывались неплохие перспективы, но революция помешала их осуществлению. Впервые годы советской власти семья Бурнаевых покинула Южный Урал, перебравшись в Среднюю Азию, куда перебирались и некоторые Яушевы, которые значились ташкентскими купцами. Хотя весь род Яушевых из Арчи. Следует заметить, что именно в Троицке линия Рахманкуловых (выходцы из с.Верхн.Береске Казанского уезда) пересеклась генеалогически с Яушевыми, Абубакировыми и Бакировыми (выходцы из с.Б.Менгер Казанского уезда).
Какое-то время Гариф и Рабига жили в Хиве, здесь родились их старшие дети. К концу 1920-х гг. семейство перебралось в Казань. Здесь также проявился талант Рабиги, но уже на фотографическом поприще. C 1938 г. она работала фотографом в казанской артели «Фотохудожник». При этом была далеко не рядовым фотографом, судя по зарплате по отношению к остальным.
Внучка Гарифа и Рабиги вспоминала, что в 1950-е гг. забегала к бабушке на работу. Тогда та фотография располагалась на ул. Кирова близ троллейбусной установки.
Когда в 2003 г. казанское издательство Магариф выпустило переиздание «Татар театры 1906-1926», никто не знал какой Гариф Бурнай в 1926 году подписал статью о создании татарского театра в Челябинске.




Сейчас же личность Г.Ф.Бурнаева имеет неплохое описание в книге к.и.н. Д.Н.Денисова «Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII - начало ХХ в.)» выпущенной издательским домом Марджани в 2011 г.




В 1912 г. по приглашению дяди Марата Рахманкулова, имама Габдрахмана Рахманкулова, в Троицк на кумысолечение приезжал выдающийся татарский поэт Габдулла Тукай. Кто же встречал поэта, мне пока неясно. У тройчанина Искандара Валеевича Шамсутдинова было дореволюционное издание о пребывании Тукая в Троицке, но он так и «не смог» его у себя найти. В ЖЗЛ «Тукай» под авторством И.Нуруллина этой части жизни поэта уделено скудное внимание. Это понятно, здесь же прошёл не основной этап жизни поэта. Однако, в семейном альбоме Бурнаевых есть дореволюционная открытка с постановочной фотографией рекламирующей кумыс. Один из участников фото очень похож на Г.Ф.Бурнаева.
Участвовал ли он во встрече Тукая в Челябинске или Троицке?...
У Нуруллина по этой части излагается следующее (после отбытия поезда из Уфы).
Перед отходом выяснилось, что поезд, на который куплен билет, не останавливается на станции Полетаевка, где поэт должен был сделать пересадку. Тукай попал в Челябинск. Он не разрешил дать телеграмму, но друзья вопреки его наказу все же это сделали. В Челябинске поэта встретили, накормили и после короткого отдыха отправили в Полетаевку.
[описание поездки на тарантасе в Полетаевку опускаю, из-за неинформативности абзаца]
…Ночью поэт сел в поезд, утром прибыл в Троицк и остановился в доме муллы Габдрахмана Рахманкулова.
Конечно, встречу организовывали богатые челябинцы и тройчане, но кто, кроме имама Г.Рахманкулова?...

Так или иначе, но Аделя Махмутова, внучка Гарифа и Рабиги, также наделена талантами. Она пишет стихи, музыку к ним и иллюстрирует. Чему свидетельством её книга выпущенная Таткнигоиздатом:



Заметку публикую заранее, поскольку не знаю как будет со свободным временем в урочный день.

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

Казанская губерния, урал, 20 век, начало ХХ в, семейный архив, даты, персоналии

Previous post Next post
Up