Тюлячинский краеведческий музей

May 01, 2015 15:48

Оригинал взят у rustem_akhunov в Тюлячинский краеведческий музей



Пост будет интересен byltyr. Недавно выкладывал инфу по купеческой династии Айтугановых с корнями из мест, ныне относящихся к Тюлячинскому р-ну. Но даже купечеством, одарили эти места не единственно Айтугановыми. В своей линии купеческих династий не просматриваю, только дед был купцом. Но имел корни из этих мест один из самых крупнейших благотворителей за рамками Казанской губернии - Ахмет-бай Хусаинов, этот факт выяснил писатель Ахмат Гадель. Но о Ахмет-бае чуть позже.

Впервые ездил в Тюлячи в 2009 году. Тогда отфотографировал мемориальный камень в память основания Тюлячей в 1560 г. а также мемориал ВОВ и общеармейский. Информацию тогда выкладывал в kazan-history в сентябре 2009 г.










Однако, на самом деле в 1560 г. Тюлячи стали значимым центром, а основаны были гораздо раньше. Вот здесь можно найти разъяснение этого факта:

Среди чиновников аппарата Тюлячинского района и некоторых историков бытует мнение, что райцентр Тюлячи основан в 1560 г. А в центре села даже установлен камень с датой основания 1560 г. Проведенные нами в 2001 г. археологические раскопки на территории села выявили культурный слой до 60 см и находки XIV-XVI и XVIII-XIX вв. Это позволяет отнести основание райцентра до эпохи поздней Золотой Орды и раннего Казанского ханства. Здесь до русской колонизации располагалось небольшое татарское селение, а после взятия Казани войсками Ивана IV Тюлячи становится одним из важнейших центров русской колонизации центральной части Заказанья.




Тюлячинский краеведческий музей размещается вот в таком деревянном здании. Но попасть можно в него не всегда. Однако, если заранее договоритесь, то вас могут подождать и после окончания рабочего дня. Если соблюдать все предписания дорожных знаков, то 70 км из Казани в Тюлячи можно преодолеть лишь часа за два. Сказывается множество участков пути с ограничением ск-ти до 40 км/час. Дорога двухполосная, т.е. по полосе в оба направления. При этом в пути придется неоднократно плестись и заметно ниже 30 км/час за медлительной специальной техникой, часто сельского назначения. Обгон во многих местах запрещён. Потому оперативно возить продукцию с/х производства даже из Тюлячей накладно и обременительно.
Это как бы был "панегирик" долбанному импортозамещению. Блн, дороги в первую очередь сделайте нормальными и высокопропускными. Это если из крупного райцентра добраться так сложно, что уж говорить о сельской глуши?
Но вернемся к музею, и его хозяйке - Альфие Шайхулловне. В этот раз привёз ей презент, она же встречно также вручила мне Тюлячинский презент. Небольшую крупноформатную книгу о Тюлячах.
Фотографии не все качественные, зато полноразмерне, если смотреть их непосредственно на хостинге ЯФ:











































Есть в музее даже старая довоенная пожарная каска




А вот и сама книжка, и страница, где есть информация по Ахмет-баю Хусаинову.







Азат Ахунов в своём творчестве уделял его персоне заметное влияние. О скупости Ахмет-бая Хусаинов ходили легенды, но широта его благотворительности покрывала ту скупость с лихвой. Ахмет-бай даже если ехал по делам куда-то на поезде, то ехал самым дешевым классом. В вагон-ресторан не ходил, а питался взятой в дорогу простой достаточно скромной пищей.
Вот как описывает Азат Ахунов возможную сценку из жизни Ахмет-бая:

К большому, шикарному дому подъехал роскошный тарантас. Услышав шум, человек в белом фартуке, только что подметавший двор, пошел открывать ворота. Спустившийся с тарантаса гость небрежно бросил ему вожжи и приказал вести к Ахмед-баю. Человек с метлой в руке спокойно сказал: "Какое у тебя дело к нему? Я и есть Ахмед-бай".
Это был Ахмед-бай Хусаинов - обладатель миллионного состояния, построивший на свои средства свыше ста мечетей, медресе и мектебе и завещавший после своей смерти в пользу российских мусульман солидную часть своего капитала. Невероятное прилежание, трудолюбие, природный ум и деловая хватка помогали Ахмед-баю на протяжении всей его жизни успешно вести торговые дела.
Он родился в 1837 году в Каргалинской слободе, неподалеку от Оренбурга. Предки его были состоятельными людьми, но отец Ахмед-бая промотал оставшееся наследство и оставил своих многочисленных детей в нищете. Ахмед и его братья с раннего детства познали тяжелый труд: ходили на поденные работы, пасли скот, изготовляли кизяк и саманные кирпичи, работая, по сути, ради куска хлеба. Главной мечтой Ахмеда было вырваться из этой унизительной нищеты. Откладывая заработанные крохи, собирая копейку к копейке, он накопил целых пять рублей! Неплохие для середины XIX века деньги! Почувствовав себя увереннее, он переехал в Оренбург и на эти средства затеял мелочную торговлю. Ему сопутствовала удача - вскоре начинающий предприниматель смог купить лошадь с телегой. Работать стало легче. По крайней мере, теперь он мог передвигаться на дальние расстояния и перевозить большее количество товара. Юноша решил, что не стоит заниматься торговлей в городе, где большая конкуренция, поэтому, нагрузив свою телегу различным штучным товаром, отправился искать удачу в казахские степи. Ахмед не прогадал - простота и наивность казахов и полнейшее отсутствие конкуренции помогли ему сколотить начальный капитал.
Переехав в Оренбург, Ахмед-бай вместе с братьями начал профессионально заниматься торговлей и несказанно разбогател. После 35-летней совместной торговли братья заработали состояние в четыре миллиона рублей! Но Ахмед-бай захотел самостоятельности, перебрался в Казань, где и продолжил свою успешную коммерческую деятельность. Он работал не щадя сил, а неудачи и неизбежные провалы еще больше раззадоривали его, делали умнее и изворотливее. Хусаинов был уверен в том, что он запросто может сделать то, что умеют другие. Однажды он узнал, что группа еврейских и немецких купцов скупает в округе Оренбурга кишки забитого домашнего скота. Тогда он тоже стал скупать эти кишки и продавать их заезжим торговцам. Потом решил обойтись без их помощи и стал сам сдавать кишки в посредническую контору, которая раньше брала кишки у немцев. Дальше - больше. Татарский торговец дошел до того, что стал обходиться и без услуг конторы. В1893 году он открывает в Берлине свой торговый дом и привозит в Германию большую партию кишок. Подобное же предприятие он организует и в Париже.
Помимо кишок Ахмед-бай продавал в Европу и шерсть. Немецкие посредники, которые и так неплохо кормились от этого, решили, что дорожные расходы теперь пусть покрывает татарский купец. Получив из Германии телеграмму такого содержания, Ахмед-бай приказал своим агентам скупить всю шерсть на территории от казахских степей до Монголии и лично повез груз в Германию. Там он назвал новую, более высокую цену. Немцы отказались. Тогда он вывез всю шерсть в окрестности Берлина и сжег ее без остатка. Посредники послали курьеров в казахские степи, чтобы приобрести шерсть самостоятельно, но оказалось, что Ахмед-бай скупил всю на корню. Немецкие суконные фабрики начали испытывать дефицит сырья и пригрозили крупным штрафом поставщикам. Тем не оставалось ничего делать, как идти на поклон к Ахмед-баю и соглашаться на его условия. При этом им пришлось дополнительно заплатить и за сгоревшую шерсть.
Но незнание западных языков и реалий местного рынка не дали ему возможности развернуться на полную катушку.

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

торговля, Татарстан, Казанская губерния, музейное, персоналии

Previous post Next post
Up