Доклад С.П.Саначина об архитектуре советской Казани

Feb 06, 2015 13:30

Оригинал взят у rustem_akhunov в Доклад С.П.Саначина об архитектуре советской Казани
Надо было ехать в архив, а по пути постричься. Перед цирюльней, перекладывая мобильник, заметил пропущенный вызов. Звонил Сергей Павлович (СПС). Перезвонил ему. Он поведал, что пытался утром со мной связаться по поводу одного предложения, но именно в то время Рустум-паша почивать ещё изволили. СПС приглашал на свой доклад об архитектуре советской Казани.
- Ты же, Рустем, вроде и советским периодом интересовался...
- Несомненно…
Обещал по возможности воспользоваться предложением уважаемого человека, хотя для этого пришлось несколько менять распорядок дня.
Самое главное, после архива пришлось возвращаться домой в Заречный город, чтоб захватить фототехнику, а потом опять возвращаться в Старый город. Поскольку доклад намечался в 18 часов в здании института археологии на Бутлерова (экс Дом учёных/Александринскiй приютъ).




Как выяснилось, это был не просто доклад, а презентация книги С.П.Саначина «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани». И большинство тех, кто пришёл на доклад-презентацию СПС, не пожалел об этом.
Но прежде, на подходе к бывш. Дому учёных столкнулся с ФЗМ, она припрягла меня помочь отнести привезённые книги, как выяснилось в дальнейшем, это две пачки обсуждаемой книги, и пачка последнего номера журнала «Казань».








Народу собралось немало, было много знакомых лиц. Р.Г.Шамсутдинов, Нияз Халит и Ю.А.Балашов - глав.ред журн. «Казань». Как позже выяснилось, присутствовал и Наиль Набиуллин. Были здесь знакомые по Союзу фотографов РТ и много просто знакомых, которых совершенно не ожидал здесь встретить.










Фотографировал на автомате, и стоя у стены, потому и геометрия, и разборчивость фотографий получились не очень. Кроме того, слайды на экране смотрелись при выключенном свете, и срабатывала фотовспышка. Переключать режимы было некогда, поскольку фотографировал не токмо экран проектора.

Как понял, сама акция была как бы в рамках ТРО ВООПИиК. Вступительное слово было предоставлено руководителю охранного отдела минкульта.













Фотографировал эти события не только я. Это были и профессиональные фотографы - представители СФ РТ, и просто гости. Некоторые воспользовались встроенными камерами мобильников.
По словам автора (СПС) книга была написана в память о его отце, казанском архитекторе оставившим заметный след в облике советской Казани - Павле Саначине.




В книге есть фотография 1953 года маленького СПС вместе с отцом у дома № 6 на Крутом переулке.







Со слов автора, книга «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани» написана в виде очерка о наиболее заметных событиях в архитектурной жизни Казани в 1918-1991 гг. на состоит из двух частей. В первой даётся историческое изложение темы. Во второй заостряется внимание на нескольких конкретных объектах. Одни из которых претендуют на роль ключевых пунктов местного зодчества. Другие - скорее знаковые










Но, к сожалению, эта книга вышла мизерным тиражом 300 экз. О чём я узнал чуть позже.
Подготовлена была ещё одна книга Саначина, но в силу проблем экономического характера, она пока не увидела свет.









В ходе доклада автор остановился и на том моменте, который прежде обходили историки. В частности, на секретной телеграмме В.И.Ленина, который советовал Троцкому не щадить Казань, а обстреливать артиллерией до полного уничтожения противника. Приводятся фотографии как момента артобстрела красными, так и последствия этих обстрелов.
Рассказал автор и почему и как появилось название «Бегемот» у известного здания исторического центра Казани. Дал это название тов.Лепа - секретарь ОК ВКПб, впоследствие репрессированный, как и другие его соратники по партии на этих постах. Название Бегемот появилось в результате критики Альфредом Карловичем Лепой результатов деятельности организации Казнадстрой. Дело в том, что по свидетельству СПС, в довоенной Казани не было концепции расширения города (исключение составляет район Авиасторя/Казмашстроя). Население города росло, и в рамках имеющейся концепции, решено было надстраивить старые здания. НА страницах SSC я уже упоминал Казнадстрой. Недавно и rdp4v плотно коснулся этой темы.







Ещё СПС уточнил, что ряд казанских объектов возведённых в 30-е годы принято считать выполненными в стиле конструктивизма. На самом деле, это предшествовавший ему стиль.










Стиль конструктивизма считавшийся излишне «интеллигентским» не очень прижился и быстро сошёл со сцены. Ну, а яркими представителями этого стиля считаются Дом Печати и ФЗУ им.Сталина на Тукаевской.






Коснулся автор и неосуществлённых архитектурных проектов. Вообще проектов было много с 1920-х гг. В те годы, на их реализацию не хватало средств и технической мощности. А вот интересные проекты конца 1940-х гг., в т.ч. И.Г.Гайнутдинова, не были воплощены несколько по иной причине. Решено было увековечить подобными мемориалами только те города, в которых велись боевые действия. Потому казанские проекты и не воплотились. Проекты Гайнутдинова уже видел на другом докладе Саначина - на 3-х всероссийских искусствоведческих чтениях.




По окончании доклада приступили к раздаче презентов. Я не наделся на получение халявного подарка. Интересовало как приобрести эту книгу. Тем более хотел прикупить её не только для себя, но и для Ислама, byltyr, троюродному брату Марату, а также для Step_50081 c SSC, как активно интересующегося сталинской застройкой.
Однако, прикупить эту книгу, как выяснилось, нельзя. Тут подошла Фарида (ФЗМ) и вручила и мне книгу, видимо в память, что и я стоял у истоков возобновления деятельности ТРО ВООПИИК.
Ещё в самом начале, перед началом доклада, увидел рядом с Рушаном Шамсутдиновым знакомое лицо. Это Нияз Халит. Был знаком с ним лишь по электронной переписке, в то время как с его матерью был знаком воочию, благодаря АГ. Вместе ездили по местам «боевой славы» родителей АГ и осматривали тамошние музеи в их память. Так вот, после доклада спросил, узнал ли меня Нияз Халит, он затруднялся с ответом. Я представился, и тогда в ответ, он тут же презентовал мне свою последнюю книгу «Стили и формы средневековой архитектуры Казани», надписав на форзаце памятный автограф. Так что возвращался домой с богатыми трофеями.
Когда подошёл к СПС за автографом, тот удивился, откуда у меня книга, поскольку он приготовил экз для меня. Я пояснил, что насчёт этого беспокоиться не надо, мне уже вручила Фарида. СПС сказал, что сам хотел вручить, я же успокоил, что важен в данном случае авторский автограф, а не то, кто вручил мне книгу. Тут я распрощался с Сергеем Павловичем, а на выходе запечатлел на фотик толику интерьера Александринского приюта, построенного из кирпичей от П.Т.Жуковского.













архитектура, 20 век, люди казани, Казань, книги

Previous post Next post
Up