Оригинал взят у
rustem_akhunov в
Слёт радиоаматеров в Казани 27 января 1938 года.
Примечательно, что слёт радиолюбителей в здании клуба меховщиков состоялся в дни, когда
свирепствовала магнитная буря такой интенсивности, что прерывалась радиосвязь. Приёмники молчали даже на частоте одной из мощнейших станций - радио Коминтерна. Схемотехнические решения приёмной и передающей радиоаппаратуры той поры были слабо защищены от помех радиодиапазона. Достаточно устойчивую защиту позволили осуществлять более поздние системы вещания. Например, ныне известные большинству ЧМ (частотная модуляция) и ФМ (фазовая модуляция) вещание.
Однако, от сильного фединга (затухания радиосигнала), если он вызвался подобными природными явлениями, и они не могли защитить.
Следует отметить, что в те годы, для радиосвязи использовалась амплитудная манипуляция (радиотелеграфия с использованием азбуки Морзе) и амплитудная модуляция. Термины звучат похоже, потому расшифрую. Амплитудная манипуляция осуществлялась прерыванием радиосигнала передатчика посредством телеграфного ключа. Амплитудная модуляция позволяла передавать радиосигнал модулированный звуковой частотой. При этом, интенсивность (амплитуда) сигнала передатчика менялась пропорционально частоте модулирующего звука (передаваемый голос, музыка и т.п.) . Т.е. способом амплитудной модуляции передавалась человеческая речь и остальные звуки слышимого диапазона частот (музыка и т.п.). Поясню, для забывших курс школьной физики, звуковой диапазон не имеет прямого отношения к радиочастотам. это колебания воздуха в слышимом диапазоне, вызываемые как артикулированным звуком «голосовым» аппаратов живых существ, так и др. источниками звука.
Напомню ещё один момент из школьного курса физики длина волны обратно пропорциональна её частоте. Коэффициентом пропорциональности служит скорость распространения волны в среде. Для радиоволн это определяется простой формулой
λ= C/F.
Где λ - длина волны, F - её частота, а C - скорость света в вакууме, которую приближенно можно считать равной 300 000 км/сек.
фотокор «Кр.Татарии» А.Михайлов
В 1930-х гг. радиолюбители, в т.ч. советские, уже достаточно успешно осваивали коротковолновой диапазон. Этот диапазон позволял налаживать связь на дальние расстояния при достаточно небольшой мощности передатчика. В этом случае использовался эффект отражения радиоволн высокочастотного диапазона от ионосферы. В то время как длинноволновом и средневолновом диапазоне радиочастот, имеет место иной физический эффект - огибания препятствий низкочастотной радиоволной. В результате такого эффекта длинные волны спокойно огибают такие препятствия, как изгибание поверхности Земли вследствие её шарообразности. Т.е. низкочастотные радиоволны могут распространяться далеко за видимый горизонт.
В те годы радиолюбители-коротковолновики использовали преимущественно частотную манипуляцию, т.е. радиотелеграфию с использованием азбуки Морзе, поскольку амплитудная модуляция (т.е. способ передачи звуковых частот) существенно снижала мощность передатчика, который у радиолюбителей и так был маломощным.
Радиолюбители ставили целью устанавливать связь на максимально дальние расстояния. Потому, скажем для казанского радиолюбителя, осуществить сеанс связи с радиолюбителем Новой Зеландии являлось престижным. Для официального подтверждения такого дальнего сеанса связи использовались т.н. QSL-карточки пересылаемые обеими сторонами сеанса связи по почте.
лицо и оборотка QSL-карточки
В сеансах связи использовались универсальные международные слова-коды, число которых было невелико, и их наизусть знали все радиолюбители - по-аглицки радиоаматеры. Термин радиоаматер был достаточно распространён в СССР, поскольку также мог использоваться в сеансах дальней международной любительской радиосвязи.
Для идентификации радиолюбителей существовали уникальные позывные которые присваивались каждому конкретному радиоаматеру. Первые три символа позывного указывали на региональную принадлежность и на общие параметры, следующие три - персонализировали самого радиоаматера. Наш регион имеет в этой системе цифру 4, U, если мне не изменяет память, указывает на USSR и его преемницу РФ, A - означает аматер, К - коллективную радиостанцию. Так, коллективная радиостанция нашего дворца пионеров им.А.Алиша, в котором я посещал три секции - судомодельную, радиотехническую и связистов-операторов, имела позывной UK4PAC, индивидуальный позывной сначала присваивался т.н. радистам-наблюдателям, т.е. тем, кто мониторил сеансы радиосвязи других радиоаматеров, сам же не имел разрешения на собственные сеансы радиосвязи. И только набрав определённые баллы мог получить в радиоклубе разрешение на собственный радиопередатчик. Получая уже не наблюдательный, а полноценный индивидуальный позывной. На коллективной радиостанции такого разрешения радиолюбителям не требовалось. Действия кружковцев в эфире регламентировал руководитель кружка. При мне это был Герман Максимович, просто замечательный человек. Ну, б.м. с некоторыми человеческими слабостями, которых мало кто лишён.
И всё же, в 1930-х годов понятие радиолюбитель было размыто. Порой радиолюбителями журналисты называли и просто активных радиослушателей. Активных, в том смысле, что желали слушать передачи многих диапазонов. К слову сказать, мои родственники из набора простых радиодеталей того времени сами собирали детекторный радиоприёмник. Для чего использовался кристалл, который надо было предварительно «варить». А уже в собранном «детектор» каждый раз ловить точку детекторного перехода для устойчивого сигнала.
Технология варки кристалла широко освещалась в технической литературе тех лет. Впрочем, при всех минусах советской торговли радиоприёмники можно было купить. Существовал и вторичный рынок радиоприёмников.
Первой серийной моделью приёмника
ЭЧС выпускавшихся в 1930-х гг московским электромеханическим заводом им. С.Орджоникидце, был
ЭЧС-2. Это был уже ламповый приёмник, аббревиатура в его названии обозначала что устройство с Эранированной лампой, Четырехламповый , с питанием от Сети. Предназначался он для широких кругов малоквалифицированных радиослушателей. ЭЧС-2 имел множество «болезней», которые обуславливались, как некачественными радиолампами, так и непродуманным устройством корпуса радиоприёмника, из-за которого происходил перегрев устройства. ЭЧС-3 частично был избавлен от болезней ЭЧС-2.
Слет радиолюбителей в казанском клубе меховых предприятий известном (ныне как ДК меховщиков) под эгидой Татрадиокомитета, как бы демонстрировал поддержку радиолюбительства государством в целом. Для той поры, также, как увлечение авиацией, радиолюбительство позволяло готовить технически квалифицированные кадры для армии. Которые готовились и т.с. штатно.
фотокор «Кр.Татарии»
И.С.Папков
фотокор «Кр.Татарии» А.Михайлов.
Поддержка радиолюбительства продолжалась до последних лет СССР. В Казани радиоклуб размещался на верхнем (сгоревшем) этаже здания бывшего исторического музея ТАССР (ныне Нац.музей РТ). Взгляните на старую фотографию. Там на крыше здания ещё видны антенны радиоклуба. Именно там, в казанском радиоклубе я получал свой позывной.
смотреть в полном размере При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна
* * *
По материалам статей газеты «Красная Татария» за январь 1938 г.
Часть материалов из личного собрания.
Фото с видом крыши аэроклуба из жж
казан_кистори от
lext_2009