Немаловажной краеведческой информацией могут служить свидетельства очевидцев и старожилов. Их рассказы, как о не очень давних событиях, так и о «преданьях старины глубокой».
К примеру, так можно уточнить местоположение дома, где жила та или иная историческая личность. Факты, отчасти уже известные, но лучше, когда имеется свидетельство непосредственного участника событий, или передатчика семейной истории.
Пример 1: Дочь Сары Садыковой (и правнучка Ахмадиша-бабая) Альфия Газизовна Айдарская показывала мне двухэтажный каменный дом на перекрёстке ул.Кирова и Чернышевского, где жил её дед Гариф Садыков.
«Дом, где снимал квартиру Г.Садыков» на
Яндекс.Фотках Здесь он только снимал квартиру, т.к. в районе Бишбалта у родителей его жены Биби Гайши был собственный дом, построенный с помощью односельчан Ахмадиша-бабая. Но из съёмной квартиры Гарифу Садыкову удобнее было добираться до места службы, т.к. работал он тогда где-то в здании Александровского пассажа.
В принципе по дому Ахмадиша-бабая был показан ТВ-сюжет, всё же вместе с Луизой Каримовной, праправнучкой Ахмадиша-бабая ходили осматривать этот дом. Точнее, Луиза Каримовна просто показала мне, где дом находится, ибо, как жительнице Бишбалты и прямому потомку Ахмадиша-бабая, ей местонахождение известно с раннего детства.
«Бишбалта, дом Ахмадиша-бабая» на
Яндекс.Фотках Район Бишбалта теперь тоже перестраивается. Здесь уже практически уничтожено деревянное здание Первой татарской женской школы. Уничтожаются или находятся в угрожающем для их сохранности состоянии, другие исторические здания. Вред их сохранности и самому существованию наносят как решения чиновников, так и алчность «любителей старины». Ведь и над домом Ахмадиша-бабая уже успели поорудовать чёрные «археологи».
Для краеведов задача-минимум: фиксировать утрачиваемые историко-архитектурные памятники, да и объекты нематериальной культуры, снабжая их своим описáнием.