Прогулка вдоль бывш. 222 квартала (по ул.Тукая), д.40

Apr 03, 2013 19:00

Галеевская мечеть, ул.Тукая, 40
(ссылка на пост обязательна)





Квартал №222 Тихвинской улицы по дореволюционной топографии Казани располагался между Сенной и Фуксовской улицами. Проживали здесь преимущественно не самые бедные жители Татарской слободы. Сейчас это участок ул.Тукая между ул.Парижской Коммуны и Галиаскара Камала. Углы квартала по этой улице венчают две мечети Галеевская (5-я соборная) и Усмановская (8-я соборная), примерно в середине между ними расположилось медресе «Мухаммадия» при 5-й соборной мечети. Начало этой виртуальной прогулки открывает 5-я соборная Галеевская мечеть на углу П.Коммуны и Тукаевской улиц.
Эта часть 222 квартала относилась к одному из важных мест Старотатарской слободы. Но если с 8-й соборной мечетью соседствовал богатый каменный дом Шакир-солдата, то медресе окружали здания попроще. Со стороны 5-й мечети к территрии этого известного медресе примыкал полукаменный дом купца Иманкулова. Купца! При том, что Шакир-солдат (Шакирзян Шамсутдинов) имел статус мещанина. Но между мечетью и домом Иманкулова стоял ещё дом М.И.Галеева, чье имя и носит медресе «Мухаммадия». Пройдемся этой стороной Тукаевской улицы от Галеевской мечети (5-й соборной) к Усмановской (8-й соборной).

Сейчас внушительное по размерам здание 5-й соборной мечети из-за разросшейся зелени не самое приметное. Обычно мечеть виднна издали, благодаря минарету, но минара Галеевской мечети не сохранился, а в её здании сейчас расположено медресе. Эта мечеть была построена в 1798 году на средства купца Мусы Мамяша (ум. 1812г.) уроженца деревни Серда (ныне Сабинский р-н РТ). В 1882 году здание мечети было расширено за счёт пристройки с южной стороны здания. Средства на это дал купец второй гильдии Ибрангим Сагитович Уразаев (р. 1825) проект расширения сделал архитектор П.И.Романов. А в 1897 году на средства купцов М.И.Галеева и И.Г.Иманкулова мечеть была расширена как с северной, так и с южной стороны. Кроме того, в юго-западной части участка отведённого под мечеть был, выстроен кирпичный флигель.



М.И.Галеев

При обследовании кирпичной кладки самого здания мечети мне удалось обнаружить лишь один кирпич с клеймом. Клеймо это представляет монограмму ВШ, которую не удалось пока идентифицировать с полной определенностью. Лично для меня оно обнаруженное как в сохранившихся кладках, так и на месте исторических руин (на ул.К.Наҗми), остаётся в ряду неразагаданных клейм. Монограмма этого клейма казалось бы подходит Василию Григорьевичу Шабанову, согласно сведений губернского справочника на 1916 год, имевшему кирпичный завод между Устьем и Адмиралтейской слободой. Однако, кирпичи с таким клеймом встречались пока только в зданиях постройки 19 века. Причём, не самого конца столетия. Графика литер этой монограммы стилистически достаточно старинная. Более ранние справочные сведения (1899г) в части занимавшихся кирпичным производством в Казани указывают Ширшова, имевшего кирпичные сараи. Сам хозяин проживал тогда на Большой Лядской ул. в собственном доме.

Вернёмся к самой мечети. До вверения должности муллы 5-й соборной мечети Абдрахману Галееву в 1909 году, здесь сменилось две династии священнослужителей, но последнему в этой чреде, Мухаметюсуфу Габдерсаттаровичу Сагитову (1830-1909) пришлось вступить в конфронтационную идейную борьбу с основателем медресе «Мухаммадия» Галимзяном Баруди, придержавшегося прогрессивных мыслй и являвшимся приверженцем новометодного образования.



Г.Баруди

Результат этой борьбы не принёс «победы» ни для одной из противоборствующих сторон. В мае 1908 года Г.Баруди по сфабрикованному делу был отлучён от должности имам-хатиба и руководителя медресе, и сослан властями на два года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции. А Мухаметюсуф Сагитов, оставшийся в Казани, умер 14 января 1908г.
Г.Баруди был одним из сыновей М.И.Галеева, и за мечетью так и осталось имя Галеевской.
Однако, после того конфликта сама мечеть какое-то время оставалась без муллы. Но с 15 марта 1909 года её приход возглавил младший брат Г.Баруди - Габдрахман Галлеев (род. 9 января 1872г.), который по окончании в 1893 г. медресе, в течение двух лет учился в мусульманских учебных заведениях Турции и Саудовской Аравии.


Габдрахман Галеев

Приход 5-й соборной Галеевской мечети объединял часть Тихвинской, Сенной, Большой Мещанской и Евангелической улиц.

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на ИсточникЪ обязательна

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Казань в памятниках истории и культуры. ТКИ, Казань, 1982
Материалы фондов НА РТ
Р.Р.Салихов, Р.Р.Хйрутдинов. Исторические мечети Казани. Казань, ТКИ 2005
Р.Салихов, Р.Хайрутдинов. Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII - нач.XX веков). Казань, ФЕСТ 1995
Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1903г. Казань, Типография Губернского Правления 1903г.
Адрес-календарь и справочная книжка Казанской губернии на 1905г. Казань, Типография Губернского Правления 1905г.

казань, XX век, арх.-ист. наследие, XIX век, кирпичное, персоналии

Previous post Next post
Up