На прошлой неделе потомок купца Колбина и художника Фехнера Владислав Романико подарил мне старинный фотоснимок, которому поначалу я не придал большого значения. К тому же, сюжет его не из приятных - это посмертная фотография, пик «популярности» которой пришелся на конец XIX века. Впрочем, разговор сейчас пойдет исключительно о создателе артефакта.
В центре оборотной стороны паспарту стоит оттиск в виде фигурной виньетки с надписью: «Фотографъ К. И. АКСЕНОВЪ». Место съемки не указано.
Обратился к специализированным справочникам, и оказалось, что находился фотограф Аксенов… в Челябинске! Существовало его ателье, очевидно, очень кратковременный период в середине - второй половине 1890-х годов. В изданиях «Вся Россия» Константин Иванович Аксенов упомянут в 1897 и 1899 году, при этом указано, что его фотосалон размещался на ул. Сибирской. В перечнях 1894-1895 годов это имя еще отсутствует, а к 1900-му уже исчезает. На данный момент известен единственный сохранившийся снимок, рассказ о котором собственно и представлен здесь на суд читателей.
А теперь самое интересное. В пятом выпуске материалов конференции «Гороховские чтения» в 2014 году была опубликована статья оренбургского историка Владимира Семенова «Герой Первой мировой войны из Челябинска» о казаке Константине Ивановиче Аксенове (1862-1916). Дополненный ее вариант был
напечатан спустя несколько лет в журнале «Гостиный Двор».
Налицо полное совпадение: имя, отчество и фамилия, место происхождения, а также то, что в интересующий нас период в течение четырех лет (с 1894 по 1898 год) он находился в запасе, а потому вполне, что называется, для души, мог заниматься фотографией. Возраст позволял - к тому времени ему было уже за тридцать. Разрешение на ведение в городе какой-либо деятельности выдавалось местной думой, но, увы, документы этого периода в фондах архива не сохранились.
Весь боевой путь Константина Аксенова подробно описан в вышеназванной публикации, а вот мою гипотезу о том, что герой-казак и неизвестный фотограф - это, видимо, один и тот же человек, поддержал в личной переписке и Владимир Геннадьевич Семенов.
В 2014 году к преподавателю гимназии № 48 города Челябинска Лилии Греховой обратилась одна из жительниц,
рассказавшая, что на базе отдыха «Русь» в Чебаркульском районе обнаружен камень размером 40х40 сантиметров, вмурованный в стену местного клуба. На нем выбита надпись: «Здесь покоится / Георгiевскiй кавалеръ / капитанъ / К. И. АКСЕНОВЪ / убитый въ бою / Австро-Германцами / 1916 года 13 сентября».
Как сообщил В. Г. Семенов, первоначально Константин Иванович Аксенов был погребен у костела господского двора Яснище (ныне Львовская область, Украина), но позже перезахоронен на родине - в Полетаевском поселке Челябинской станицы. Судя по всему, при возведении здания, в стене которого был найден камень, строители использовали не только фрагменты разрушенной в 1970-е годы церкви, но и могильные памятники. А ведь эти места находятся почти в сотне километров друг от друга!
Прихожан храма Похвалы Пресвятой Богородицы в Полетаево заинтересовала эта история, и камень из стены клуба решили выпилить. Его очистили, отшлифовали грани и изготовили мраморный крест. В сентябре 2019 года
памятник установили в ограде часовни святого Иоанна Предтечи на ул. Центральной, возведенной на месте разрушенного в годы советской власти одноименного храма. Так путем необычайных хитросплетений биография казака Аксенова мало-помалу продолжает обрастать интересными подробностями.