Бывший дом Ю.И. Поплавского (Фрунзе, 171). Современные фото 2019 года Вадима Кондратьева
chronograph В литературе о владельце известного всем деревянного дома на улице Фрунзе, 171 (до 1917 года номер дома - 175), о Юлии Иосифовиче Поплавском практически нет ни слова. Все мы знаем, что он был дворянином и инженером, сдавал по самым низким расценкам в аренду другой свой дом на Дворянской улице под гимназию Хардиной. Вот, пожалуй, и всё, что можно обнаружить на страницах краеведческих книг и статей. В нашем распоряжении, увы, совсем не было интересной, «живой» информации о самой личности господина Поплавского. Лет шесть назад удалось поднять некоторые документы ЦГАСО, на основе которых было подготовлено сообщение:
Дома Юлия Поплавского в Самаре. Да и то все новые данные касались либо проектов его домов, либо земель Поплавского в бузулукском и самарском уездах Самарской губернии, либо тяжёлого материального положения его сына Евдокима.
Это же самое наше сообщение послужило для справки в замечательной книге историка и искусствоведа Т.Ф. Алексушиной «Полный биографической словарь дворян Самарской губернии» (Самара, 2015). В этой книге, в тексте персоналии «Поплавский Ю.И.» была указана наша информация со ссылкой на блог
kraeham Лестно, конечно, но вопросы о фигуре Поплавского продолжали оставаться. От некоторых хорошо знакомых самарских исследователей лет 6-7 назад мы слышали, что «вроде бы да якобы где-то был опубликован некролог Юлию Иосифовичу Поплавскому»…
И вот, буквально несколько недель назад, занимаясь совершенно другими вопросами, мы наконец-то наткнулись в газете «Волжское слово» от 1 ноября 1912 года на некролог этому известному домовладельцу. Ниже смотрите: объявление о смерти и проводах Поплавского, некролог, письмо его родных в газету. Отдельно будет приведено прошение Поплавского с разрешением 1901 года постройки каменного двухэтажного дома во дворе (!) по ул. Фрунзе, 171 (на месте современного семиэтажного жилого здания - Фрунзе, 169а). Полагаем, что вся эта нижеприведенная информация будет интересна для любителей истории края и, вероятно, полезна для огромной армии наших экскурсоводов…
Объявление о кончине г. Поплавского. //Волжское слово, 1912, 31 октября. С. 1.
В некрологе интересны данные: место рождения - Вильнюс (наша Вильна); в Самару переехал с родителями, здесь учился; железнодорожный служащий и строитель железных дорог (наверное, окончил институт инженеров путей сообщения); имел железнодорожные строительные подряды; водил дружбу с Гариным-Михайловским; строил мост Александра II у Батраков (Октябрьск) через Волгу; имел земли не только в Николаевском уезде, в Мало-Малышевке Бузулукского уезда, селе Заглядовке на Кондурче Самарского уезда как мы писали еще в 2013 году, но и в Липягах (ныне станция Липяги в Новокуйбышевске), был благотворителем, его дети - приёмные…
И особенно хорош вот этот пассаж: «…сам он принадлежал к крайне левому лагерю русской интеллигенции». Вот как.
Ю.И. Поплавский. Некролог. //Волжское слово, 1912, 1 ноября. С. 5.
«Ю.И. Поплавский. 29 октября, в 10 часов вечера скончался от сахарной болезни Юлий Иосифович Поплавский. Покойный родился в г. Вильно, в 1862 году. Родители его вскоре переехали в Самару, где Ю.И. сначала обучался в мужской гимназии, теперь первой. Окончить среднюю школу здесь ему, однако, не удалось, а пришлось выехать в другой город. По окончании гимназии он поселился в имении своих родителей в Николаевском уезде. Вскоре И.Ю. переехал в Витебск, где и началась его карьера железнодорожного служащего и строителя железных дорог. Значительная часть его последней деятельности прошла в сотрудничестве с известным железнодорожным строителем г. Михайловским (писателем Гариным). Покойный последовательно служил и работал на железных дорогах московско-орловской, брестско-веленской, на постройке оренбургской железной дороги, Волжского моста у Сызрани, в Екатеринославе, на постройке самарско-златоустовской, западносибирской и великой сибирской дорог. Последнюю дорогу Ю.И. строил до Омска в качестве самостоятельного подрядчика. На этом и прервалась его железнодорожная деятельность. Последующие годы покойный провёл сначала в своём имении бузулукского уезда, потом в имении самарского уезда близ с. Липяги. Эти годы ознаменованы были широкой благотворительной деятельностью Ю.И. Будучи гуманным не только вследствие своих чувств, но и по убеждению, покойный щедро помогал как бедным, так и разного рода общественным и благотворительным учреждениям. Между прочим, по его инициативе и благодаря тому, что он первый пожертвовал около 15 000 руб., в Самаре выстроен римско-католический костёл, являющийся одним из самых замечательных зданий города. Постоянная материальная поддержка Ю.И. дала возможность существовать и расширяться школе при римско-католическом костёле. Частные лица, обращавшиеся в серьёзных случаях к покойному за помощью никогда не получали отказа. Нужно отметить, что в годы освободительного движения Ю.И. оказывал самую широкую материальную поддержку жертвам этого движения, так как сам он принадлежал к крайне левому лагерю русской интеллигенции. После покойного детей не осталось, но зато остались приёмные дети и родственники, к которым Ю.И. относился вполне отечески.
____
Не шумел Ю.И. своей общественностью, никогда о нём не писали в газетах, но этот скромный в высшей степени добрый и сердечный человек делал большое дело и делал его молча. Он выстроил для женской гимназии Хардиной помещение и сдавал его за бесценок. На его глазах разрослась эта гимназия, и во многом, благодаря нему, встала на ноги и окрепла. Он много материально содействовал постройке костёла. На его средства существовала приходская школа при костёле. Он никогда и никому не отказывал в помощи и, наконец, он подбирал бедных бескровных детей и не только давал им приют, но и давал образование.
Дай Бог больше таких людей, память о них сохранится надолго.
Да будет легка земля этому доброму, сердечному страдальцу!»
Прочитав некролог, родные и друзья Ю.И. Поплавского видимо перепугались фразы - «…сам он принадлежал к крайне левому лагерю русской интеллигенции». И на всякий случай в письме в редакцию отметили, что покойный в партиях не состоял. Их обеспокоенность, наверное, объяснялась тем, что в доме Поплавского на Дворянской (гимназия Хардиной), в книжном магазине за три года до смерти хозяина накрыли ячейку эсеров… Однако, думаем, что Поплавский хоть в партиях и не состоял, но явно помогал революционерам деньгами, как это делали в Самаре промышленник и пароходчик
Н.В. Мешков, князь В.А. Кугушев и многие другие видные наши горожане…
Письмо в редакцию. //Волжское слово, 1912, 2 ноября. С. 5.
Примерно прошлым летом в архивном деле с разрешениями на постройку домов за февраль 1901 года нашлось прошение Поплавского о возведении каменных служб, примыкавших к соседнему дому Н.Ф. Иванцова, о пристройке к собственному деревянному дому каменного двухэтажного ретирадника, и постройке нового двухэтажного каменного дома (!) в глубине своего двора на современной улице Фрунзе, 171 в 110 квартале (ныне 94 квартал) на месте современного жилого дома (Фрунзе, 169а).
ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 38сч. Д. 700. Л. 57
Заметьте, в прошении есть информация о планах строить в квартале Дом губернатора (будущий Белый дом по проекту Шаманского). Но более всего интересно, что здесь же планировали выстроить и новое здание для Дворянского собрания! Занимательно.
ЦГАСО. Ф. 153. Оп. 38сч. Д. 700. Л. 59
Полную версию смотрите в жж-сообществе Григория Одинцова
architectstyle здесь:
https://architectstyle.livejournal.com/450149.html