Чтение (1): Горький, канадская литература

Apr 24, 2012 13:50

Решила наконец записать книжки, прочитанные с начала года. Если учесть, что я вообще больше ничего не делала, список позорно короток (зато компенсирую тем, что про каждый пункт много написано, есть спойлеры). Названия по-английски, хотя почти все переведено. Трэш потом отдельным постом.

Дмитрий Быков, “А был ли Горький?”, 2009
Быковскую биографию Пастернака я не смогла дочитать, в основном меня раздражала фамильярная манера («как и каждый юноша, Борис хотел нравиться девушкам»), а этот короткий очерк удалось дочитать до конца. Хотя, может быть, потому, что он почти весь состоит из цитат из Горьковской прекрасной публицистики и пересказов трилогии воспитания. Надо, наконец, взять себя в руки и перечитать самого Горького (а что-то и прочитать).

Alice Munro, “Runaway”, 2004
Элис Монро - идеальный для меня писатель во всех возможных отношениях. Она пишет совершенные по форме рассказы, ведет ни чем особенно не примечательную жизнь и рассказывает только о том, о чем знает, никого ничему не пытаясь научить. В предисловии к этому (уже довольно позднему) сборнику Джонатан Франзен, на мой взгляд, очень удачно объясняет, почему, несмотря на то, что Монро очень высоко ставится критиками, среди обычных читателей она все-таки не так популярна, как должна бы быть. Дело не в том, что рассказы почему-то читают меньше, чем романы, и даже не в том, что мало кому интересно читать про жизнь в канадской провинции. Просто, утверждает Франзен, в наше время читатели стесняются читать книжки ради простого удовольствия от чтения, им нужно оправдывать потраченное время тем, что они получили какую-то информацию, что-то освоили (исторические факты или вообще какие-нибудь факты), а у Монро ничего этого нет.

В одном отзыве на амазоне читательница пишет, что, хотя ничего страшного не происходит, при чтении этого сборника ей часто становилось не по себе. Мне показалось это очень верно, ведь у Монро ужас жизни всегда рядом, только руку протяни. Основная тема сборника, если ее сформулировать, выглядит, тем не менее, довольно убого: только женщина, несчастливая в личной жизни, сможет чего-то достичь, только потрясение или трагедия вырвут ее из тупого безличного существования. Но только самый грустный и самый простой рассказ из сборника (Tricks) - только об этом, только в нем все объяснено до конца. Silence - очень похож на «женскую» «Американскую пастораль» (дочь совершает странный поступок, и родитель ищет причину в себе), местами совершенно душераздирающий, но и очень светлый рассказ. Только заглавная история «Беглянка» по-настоящему безысходна.

Robertson Davies, “The Depford Trilogy” (“The Fifth Element”, 1970; “The Manticore”, 1972; “World of Wonders”, 1975)

К своему стыду, я узнала о классике канадской литературы только года два с половиной назад, когда пыталась дочитать «Молитву об Оуэне Мини» Джона Ирвинга. Про Оуэна я так и не дочитала, и вообще тихо возненавидела Ирвинга, зато купленная тогда «Депфордская трилогия» оказалась настоящим счастьем, особенно первый роман «Пятый персонаж». Для меня это литература, какой она должна быть, для чтения на диване под пледом у елки с чашкой чая с лимоном. Два других романа тоже хорошие, но, естественно, немного страдают в сравнении, потому что пытаются объяснить события первой книги с других точек зрения (но к этому моменту уже так привязываешься к героям, что оторваться невозможно).
Previous post Next post
Up