Нередко бывает, что у архитектора много оригинальных и смелых идей, а идеального заказчика, который дал бы полный карт-бланш все это реализовывать, нет. Встречаются прекрасные понимающие заказчики, но даже самые понимающие, нет-нет и внесут коррективы, потому что архитектор уйдет, а интерьер останется и именно им в нем жить. Это, собственно, к чему? К тому, что самый смелый и потому правильный заказчик для архитектора - сам архитектор. Этот лофт в Барселоне швейцарский архитектор
Гус Вустерманн сделал для себя и своей семьи - жены и двоих детей. И это не просто жилье, это его архитектурный манифест.
Лофт-апартаменты расположены в старинном здании середины XIX века, с фрагментами более старых стен, в знаменитом готическом квартале Барселоны. Gótico состоит из узеньких кривых улочек, дома на которых еще со средневековых времен стоят почти окна в окна, поэтому традиционно принято располагать со стороны улицы парадные помещения, а все приватные - в глубине дома.
На улицу Banys Nous апартаменты выходят тремя большими «французскими» окнами с балконами. «Было сразу понятно, что в этой зоне мы сделаем большое свободное пространство», - рассказывает архитектор. Так появилась огромная гостиная.
Особенностью и главной сложностью планировки оказались многочисленные световые дворы-колодцы: их здесь целых три. Что оказалось не очень удобным - они «режут» общую планировку, но света, при этом, не так уж много. По меркам жаркой Барселоны, отсутствие солнечных лучей считается достоинством квартиры, но Гусу этого освещения показалось недостаточно.
Делать из своей собственной квартиры стандартный набор помещения Гус решительно не захотел. Свой подход Вустерманн назвал «архитектурой без программы» (deprogrammed architecture). Под этим он подразумевал отказ от того, чтобы за помещениями твердо и безнадежно были закреплены те или иные функции - ванной, гостиной, кухни, коридора и т.д.
Так появилась очень необычная планировочная концепция. Вся «передняя», то есть примыкающая к улице и хорошо освещенная часть квартиры - превращалась в огромное красивое свободное пространство, столь характерное для лофтов. А для организации и освещения задней, раздробленной и темноватой части квартиры Гус придумал так называемый «Белый крест» (Crusch Alba), который и дал название всему проекту.
Суть изобретения состояла в том, что два вытянутых пространства - одно в целом исполняющее роль кухни, а второе ванной - пересекаются, образуя крест, одновременно являющийся и коридорами в задней части квартиры.
Гус Вустерманн расположил крест среди средневековых стен, создав, таким образом, сияющий центр и организовав движение среди раздробленного световыми колодцами пространства. Белый крест обшит панелями, из-за которых идет подсветка. Все остальные стены в апартаментах оставлены в своем первоначальном виде, разве что расчищены и закреплены. Стены довольно живописные: старый кирпич, старый камень замечательные фрагменты росписей и лепнины.
Особенность Белого креста в том, что он очень светлый, почти сияющий. Этого эффекта архитектор добился с помощью подсветки за панелями. Центральное пространство лофта выложено дубовым паркетом. Из дуба же сделаны стеновые панели, скрывающие радиаторы. Из-за панелей льется подсветка. Главное в интерьере - контраст между сияющим «белым крестом» с его футуристическим дизайном, белоснежными новыми материалами и старым пространством.
Апартаменты могут использоваться как лофт с открытыми пространствами, и как квартира с тремя спальнями. Есть огромное количество вариантов трансформации с помощью многочисленных раздвижных дверей: изолируются спальни, ванные. Например, можно сделать 3 изолированных спальни: две из них увидеть на плане довольно легко, а вот третью нужно поискать. Она образуется из «нижней части» Белого креста. Правда, хозяева утверждают, что им больше нравится, когда пространство открытое.
Строго говоря, в семье с двумя детьми вообще «детских» комнат. Но их это не смущает. А наоборот радует: члены этой необыкновенной семьи не видят в отсутствии личного уголка чего-то ущемляющего, а только романтику и приключение.
У детей Гуса Вустерманна переносные матрасы и они обожают устраивать «кемпинги», как выражается их отец, в самых разных частях квартиры.Одно из самых любимых мест для сна - рядом с родителями на подиуме, который образуется на месте ванной, если ее закрыть специальным щитом.
Вот план:
Сложный и смелый проект, правда? Причем поражает в равной мере смелость «архитектуры без программы» и смелость людей, ее принявших. Все-таки, как ни крути, а планировка дома ощутимо влияет на семейный уклад.
Архитектор: Gus Wustemann,
www.guswustemann.com. Барселона, Испания
Фото: Bruno Helbling©
Стиль: Aliya Knightley©.