Предисловие.
Прочитала статью топ-блогера из Белоруссии Максима Мировича «Убогое советское детство». С полным текстом этой статьи можно ознакомиться по ссылке
https://maxim-nm.livejournal.com/462196.html.
Любопытно, что этот Мирович, несмотря на то, что он человек моего поколения, и многое из жизни в СССР он мог узнать только по рассказам родителей и бабушек-дедушек, с маниакальным упорством поливает грязью весь советский период. В его блоге мы увидим постоянное передергивание, кочующие по интернету фотографии, и ничего личного, чтобы подтверждало его мысли. Интересно, действительно ли у него и его родных все было настолько убогим, или же ему как и нашему отечественному выкормышу Илье Варламову и тому подобным либеральным блогерам кто-то очень хорошо платит? Скорее, наверное, второе.
Конечно, СССР был не идеален. Идеальное государство вообще существовало лишь в мечтах древнегреческих философов. Увы, но были в СССР и элементы коррупции, и преступность, и пьянство, и показуха, и воровство с работы. Причем три последних проблемы регулярно поднимались в сатирическом журнале «Крокодил» и киножурнале «Фитиль».
Лично мне не нравились в СССР две проблемы:
1) Проблема материально-инфраструктурного неравенства, или дискриминация по территориальному признаку. Поясню на примере своих родственников. Одна моя бабушка (по маме) жила в городе Сокол Вологодской области - районный центр всего в 35 км от Вологды. Жила она в частном деревянном доме, удобства в котором составляли ноль целых, ноль десятых. То есть их не было вовсе - было печное отопление, приносная вода и туалет свободного падения. И в таких условиях (неблагоустроенные частные дома и неблагоустроенные же двухэтажные 8- и 12 квартирные деревянные дома - кто вообще их придумал? - это же издевательство над жителями Русского Севера!) на начало 1980-х проживало около 70% населения этого города. В то же время другая бабушка (опекунша моего отца) проживала в частном деревянном доме в городе Юрмала, что в Латвии и дом этот был абсолютно со всеми удобствами, включая горячую воду и ванну! Аналогично и про дороги. В городке Вологодской области были заасфальтированы лишь центральная улица и прилегающие к ней дворы, все остальное было грунтовкой. В Латвии же везде был асфальт, и даже, представьте себе - велодорожки! Позвольте, как же так, одна страна, и такие разные условия жизни! По моему мнению, этого быть не должно! Не должно быть никаких «принцесс-витрин» и «золушек русской глубинки». Все граждане одной страны должны иметь равные права, и на благоустройство в том числе! Но этого не было. Нельзя сказать, что эта проблема была нерешаемой - она была трудной, но куда более легкой, чем индустриализация 1930-х или послевоенное восстановление. Требовалось лишь достаточно молодое работоспособное руководство с сильной политической волей. Но этого не было. Страной правили люди, которые в силу возраста этого или не понимали, или уже ничего не могли и не хотели делать.
2) Сложности с выбором места жительства и дискриминация в стиле «коренные-лимитчики». Особенно остро эта проблема стояла в крупных городах. Московская прописка в СССР была наподобие княжеского титула в Российской империи. Чтобы заполучить эту прописку, нужно было годами вкалывать на тяжелых и вредных работах. Вдобавок к этому нужно было терпеть всю эту спесь, гонор, снобизм и высокомерие москвичей, ленинградцев, киевлян и других жителей индустриально-развитых городов, что совершенно не соответствовало облику советского человека. Для того чтобы решить эту проблему нужно было организовать новую столицу (желательно в географическом центре страны) как город исключительно для административного управления и службы. Странно, что никому такая идея не пришла. В СССР были построены с нуля сотни городов, а про то, что новому государству нужна новая столица никто и не догадался. Поэтому может и вернулся капитализм с элементами феодализма.
Но, несмотря на эти, вполне серьезные проблемы и недостатки, главным достоинством СССР была защищенность простого человека - цены в магазинах и на оплату коммунальных услуг были стабильными и низкими, а не росли каждый день, с работы просто так не могли уволить и на улицу выкинуть из жилья. Да и на зарвавшихся начальников можно было найти управу в парткоме. В общем, что ни говори, но по сравнению с Российской Империей до 1917 года и Российской Федерацией после 1991 года СССР выигрывал по многим показателям. А многие мелкие проблемы решались людьми по принципу социальных связей и знакомств. Вспомним пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и поговорку: «Хочешь хорошо жить, умей вертеться» - люди, следовавшие им, а таких было большинство, жили очень прилично.
Вернемся к первоначальной теме разговора. Господин Мирович описал нам в своей статье от 3 декабря текущего года свое или не свое (?) «Убогое советское детство», чем вызвал дискуссию на 11 страницах. Попробую и я представить вам, мои уважаемые читатели, рассказ о своем советском детстве, попутно развенчивая постулаты господина Мировича.
Я не могу описать свое детство исключительно в розовых тонах и позитивном ключе, поскольку положительному восприятию мешали время от времени возникающие проблемы со сверстниками. Но и убогим никогда не назову. Проблема иногда возникала в отношениях со сверстниками, увы, детская жестокость (насмешки и разные формы издевательства) по отношению к более слабым физически - тема эта многократно муссировалась на разного рода педагогических и психологических конференциях, ей посвящены множество научных статей, монографий и диссертаций. И вроде все хорошо в теории, а на практике не всегда теория работает. И если сегодняшнее время с его непонятными, а порой и откровенно лживыми ценностями породило «керченского стрелка», а за рубежом разного рода «колумбайнеров», то говоря о советском времени нельзя не упомянуть о такой персоне, как Андрей Романович Чикатило (1936-1994). Его маниакальному садизму позавидовали бы и гестаповцы в фашистских концлагерях. А причина, как оказалось, проста как три копейки - в детстве Андрей был физически слабым и над ним издевались сверстники. Парадокс, но человек, закончивший школу почти на отлично, и имевший довольно неплохую карьеру стал жестоко убивать ни в чем не повинных людей, в отместку за издевательства со стороны сверстников, перенесенные в детстве. Проблема травли слабых в детских коллективах стара как мир, она не российская или советская, она, увы, всемирная, и очень хотелось бы, чтобы нашелся гений от педагогики и психологии, который раз и навсегда предложил бы эффективно работающий метод воздействия на детей, чтобы искоренить детскую жестокость. Такой человек будет достоин поистине премии мира!
Мое советское детство.
Родители. Я родилась в 1979 году в городе Ленинграде в семье низкоквалифицированного рабочего и обыкновенной советской служащей.
Наша семья по меркам того времени (конец 1970-х-1980-е) жила довольно бедно. Да, высококвалифицированные рабочие зарабатывали, зачастую больше чем инженеры, начальники цехов и даже директора, но мой отец работал токарем всего лишь 3 го разряда. Все дело в том, что его отчислили из ремесленного училища, куда он поступил после окончания 7 классов школы-интерната, за ерундовый, казалось бы, проступок - драку на танцплощадке. Для бездушного директора-бюрократа красивые показатели отчетности были важнее судеб людей. Чем он думал, когда отчислял круглого сироту? И думал ли вообще? В итоге отец остался без диплома и профессии. Вот и работал то уборщиком, то подручным ну и максимум в его карьере - 3 разряд. Моя мама закончила экономическое отделение техникума целлюлозно-бумажной и деревообратывающей промышленности, затем уехала по распределению за свободой и романтикой на Дальний Восток, в Амурскую область. Честно проработала бухгалтером на деревообрабатывающем комбинате положенные 3 года, и вернулась назад в Сокол. Затем ее старшая сестра, работавшая в то время преподавателем иностранных языков в одном из военных училищ города Пушкина (пригород Ленинграда) поспособствовала трудоустройству мамы в Ленинграде - мама стала работать в плановом отделе Пушкинского водоканала. Помогла она маме и с жильем - сама она жила в комнате в служебной квартире, полученной от училища, вторая комната пустовала. Таким образом, две молодые женщины вдвоем жили в двухкомнатной квартире, что по меркам общажно-коммунального Ленинграда, было едва ли не вызывающим. С отцом мама познакомилась летом 1977 года, когда отдыхала по путевке в Юрмале. Через год они поженились (в довольно зрелом возрасте - обоим было хорошо за 30), отец переехал в Ленинград и стал работать на Ленинградском Металлическом заводе. В 1979-м родилась я. Тем временем у маминой сестры обнаружили онкологию, и она умерла в ноябре 1981года. Тот год для нашей семьи во многом был нехорошим - нас залили соседи сверху, и, несмотря на ремонт, квартира была сырой, и из-за чего я не вылезала из простуд, которые проходили у меня в очень тяжелой форме. После смерти тети, встал вопрос о жилье. Мама, возможно, обходила тетиных высокопоставленных знакомых, уж не знаю, кто и как помог, но в октябре 1982 года мы получили двухкомнатную квартиру в новом доме в Красногвардейском районе (микрорайон Ржевка-Пороховые). Так что никаких десятилетий в очереди на квартиру мы не стояли. Но, действительно, около 40% ленинградцев проживало в то время в коммунальных квартирах, в новые районы в основном расселяли людей из общежитий, т.е. тех самых лимитчиков, а коренные жили в коммуналках, так что хотя бы в этом была хоть доля справедливости. Ну да ладно. Господин Мирович пишет про «убогие советские квартиры» - честно, никакой убогости не вижу, да квартира маленькая, но для семьи из трех человек с маленьким ребенком на тот момент было как раз. Дареному коню, как известно в зубы не смотрели. Хотя, на мой взгляд, нужно было бы давать жилье по принципу количество комнат равное количеству членов семьи. У каждого должно быть личное пространство, чтобы человек мог полноценно отдохнуть после работы. А что мы имеем сейчас? Те же квартиры, но уже в ипотеку под грабительский процент. Собственно, против покупки квартир (у кого есть возможности) я ничего не имею, в советское время для таких людей существовали жилищно-строительные кооперативы. И кооперативная квартира в то время стоила дешевле, чем автомобиль.
Дошкольный период. Господин Мирович пишет, что «советские фабричные игрушки были настолько убоги»…Если бы они были убоги, то вряд ли за ними бы охотились коллекционеры со всего мира. Особенно это касалось моделей автомобилей и военной техники.
Ну а над куклами зачастую работали лучшие художники и скульпторы. Например, такой как Лев Наумович Сморгон. По его эскизам выпускали игрушки на Охтинском химическом комбинате (НПО «Пластполимер», где, кстати, и продолжила карьеру моя мама после нашего переезда из Пушкина). Вот, к примеру фото:
Вы видите здесь убогость? Лично я нет! Я не очень любила куклы и разные «дочки-матери» поскольку дружба с девочками не складывалась, ну а дружба с мальчиками предполагала игры в солдатиков и подвижные игры. Однако, тем не менее, любимый пупс у меня был. Вот его фото.
Этого пупса (кстати, с ним играла еще моя мама - а она 1943 года рождения) я называла своим младшим братом (я была единственным и поздним ребенком и очень хотелось брата), играла с ним в настольные и другие игры. Очень жаль, что в прошлом году сволочи, воспользовавшись беспомощностью моего отца, мародерствовали в нашем доме, так что сейчас этот пупс, наверняка в чьей-нибудь коллекции. В общем, что ни говори, советские игрушки воспитывали заботливых старших сестер и будущих матерей, а современные Барби и им подобные воспитывают только меркантильность и желание «красиво жить».
Наборы солдатиков расширяли кругозор. Уже в 5-6 лет мы знали кто такие рыцари и индейцы, почему у моряков один вид формы, а в пехоте другой и т.п. Попробуй, спроси сейчас об этом наших детей - вряд ли ответят.
Конструкторы и настольные игры тоже были на высоте.
Может и не такими яркими как сейчас, но зато как мы радовались почти настоящим отверткам и гаечным ключам, представленным вот в таком вот конструкторе
Конечно, игрушки наподобие радиоуправляемых машин и железной дороги нужно было поискать, но, в общем и целом советские игрушки однозначно выигрывают у некачественного китайского барахла, которым забиты наши детские магазины. Ну а поход в «Детский мир» ну или у нас в Ленинграде ДЛТ (Дом Ленинградской торговли) - центральный детский мир с детским кафе был весьма неплохим поощрением для дошкольников и младших школьников.
Увы, также стоит упомянуть и о пресловутой ограниченности в ассортименте в русской глубинке. Мне памятен такой случай: был у меня набор индейцев, ковбоев и пиратов. Я по натуре всегда была добрым и не жадным человеком - всем давала поиграть. Только вот один из моих временных приятелей в городе Сокол - как-то улучшив момент, все украл. А потом, не желая отдавать - сломал. Конечно, ему тогда здорово досталось от родителей. Но если взглянуть на проблему по взрослому - это своеобразный детский протест против такого рода неравенства.
Первые электронные игры появились, когда мы уже подошли к подростковому возрасту. Ну, может, это и к лучшему.
Говоря про дошкольный период, нельзя не упомянуть о детском саде как обязательном атрибуте советской системы образования. Мирович и ему подобные блогеры с антисоветским восприятием, говорят об этом как о «первой ступени тоталитарного мира, где нельзя было ничем выделяться, иначе получишь…». Чушь несусветная! Кто хотел, тот и выделялся, вот только право выделиться нужно было заслужить. Лично я выделялась, но никаких карательных санкций ко мне со стороны воспитателей не было. Свой первый детсад я практически не помню, да и болела все время, а вот второй, тот, что во дворе моего бывшего дома на Коммуны 44 помню очень хорошо.
Так уж получилось, что по непонятным причинам у меня не сложились отношения с девочками, да и в будущем основная масса насмешек и издевательств была как раз от них. Ну а раз так, и с учетом того, как говорят философы «Природа не терпит пустоты» - я стала дружить с мальчиками. Ну и соответственно, играть в подвижные игры. Добавим к этому, что мама, перейдя на другую работу в НПО "Пластполимер" стала занятой женщиной, которая ездила в командировки, и моим воспитанием занимался отец. Так, где-то лет с 3-х в моем гардеробе прописались вещи мальчишеского стиля и я в них и ходила в детсад. А что - удобно, комфортно - и в футбольных воротах стоять, и в атаку идти. Кто знает, почему, но все девичье у меня вызывало отторжение и неприятие. Хотя, несмотря на мальчишеский внешний вид и «род занятий», в глубине души я была очень чувствительным и ранимым человеком.
Так что это ни что иное, как выделение из толпы в полной мере - ведь все девчонки ходили в платьях. Вот только в придачу к самостоятельности у меня были аккуратность, послушание, уважение к старшим, стремление помогать и сообразительность. И повторю еще раз, никаких карательных санкций в мой адрес не было.
В детсадах того времени играли в основном в ролевые игры, знакомясь с миром профессий. Я, как сейчас помню - и тут пыталась выделиться, примеряя на себя то профессию военного, то милиционера. Ну да, говорили, что это мол, не женское дело, но всем своим видом я и в дошкольном возрасте давала понять, что для меня нет стереотипов. Удивительно, но меня никто ни в какие рамки не загонял. Да, говорили, что меня ждут большие трудности, но скорее всего я своего добьюсь. Собственно, так и вышло. Кроме игр были еще и занятия, на которых учили основам математики и чтения, рассказывали о природе, об истории города, возникновении тех или иных праздников, правилах поведения и т.п. Рисовали, пели, занимались физкультурой. Тоталитаризм? - Нет, не помню. А вот воспитание любви к Родине и уважения к старшему поколению, это было, но ведь это гораздо лучше, чем хамство и вседозволенность.
Школа. За тоталитарным детсадом у Мировича и других тому подобным блогеров следует «тоталитарная школа». Однако тоталитарности в советской школе было куда меньше (если она вообще была, в чем опять же я сомневаюсь), чем в современной российской. Достаточно посмотреть, как проходят выпускные экзамены сейчас (с полицейскими и металлоискателями, под неутомимым взглядом видеокамер) и сравнить с тем, как проходили экзамены в школе советской - конечно, не без волнения, но все, же в приподнятом настроении и с обязательными цветами учителям. Мирович в своей статье упоминает про рассказы о Ленине, обязательное вступление в октябрята-пионеры-комсомольцы, школьную форму и т.п. Разберем по пунктам:
1. Рассказы о Ленине. Да, читали мы их в начальной школе, например "Детские и школьные годы Ильича". А что в них, собственно говоря, плохого? - Это прежде всего рассказы о большой и дружной семье, о взаимоуважении детей и родителей, и о правильном воспитании детей быть неравнодушными к чужой беде. Будь я министром образования, я бы эти рассказы ввела в обязательном порядке в начальную школу, чтобы дети знали, какой должна быть хорошая семья.
2. Детские организации- октябрята и пионеры - дети должны быть обязательно объединены как идеей, так и общим делом. Другое дело, что может не нужно столько политики, смотров строя и песни. Ну и теория должна сходится с практикой - а то как же так, учителя говорят слабым помогать и поддерживать, а на деле нередко происходит все наоборот. Но, тем не менее, я с гордостью носила и октябрятский значок, и пионерский галстук.
3. Школьная форма - в принципе школьная форма - это явление не советское, и даже не российское. Скорее мировое. Форма есть и престижных колледжах Великобритании, и еще в ряде европейских стран. Удивительно, но в 1930-е, которые считают тоталитарными, школьной формы в советских школах не было вообще - она считалась буржуазным пережитком. Форму реабилитировали только в 1948 году, сначала в Москве, Ленинграде, и столицах советских республик, затем по всей стране. Советская форма того времени очень близка к дореволюционной гимназической. Мне в мои школьные годы (1986-1996) довелось носить три вида формы - «гимназическую» с коричневым платьем и фартуком в начальной школе, пионерскую в 5-6 классах, и синий костюм-тройку в 7-8 классах. Честно говоря, коричневая не нравилась больше всего, т.к. с детства не люблю платья. А вот пионерская и синяя форма старшеклассниц очень даже нравилась. В принципе я не против школьной формы как таковой, но может ее нужно немного разнообразить, ввести брючные костюмы для девочек, например.
4. Учителя. У Мировича в статье об учителях сказано следующим образом: «в большинстве своём это был тип человека-приспособленца, который не имел собственного мнения (как по академическим, так и по общечеловеческим вопросам), боялся начальства и вымещал свои комплексы и жажду власти на детях. Советский учитель чаще всего был носителем
двойной советской морали - рассказывал пионерам, что советский человек должен быть честным и правдивым, восхвалял советский строй - но при этом тащил мелкие взятки в поликлинику и покупал шмотки у фарцовщиков.» - Что-то таких учителей за весь свой школьный период (1986-1996) я не помню, хотя у меня были самые что ни на есть обычные школы в далеко не самом благополучном районе Ленинграда. Наоборот, практически обо всех учителях я могу сказать только добрые слова и пожелать им здоровья и долгих лет жизни!
Ну а если в целом, как прошли мои школьные годы в советское время?
1-ый класс. 1 сентября 1986 года я пошла в 1 А класс средней школы №187 Красногвардейского района города Ленинграда. Прекрасно помню промозглый дождливый день, линейку в актовом зале, где нас было 8 первых классов (каждый в среднем по 30-35 человек), торжественную речь, потом пошли в класс. Молодая, но строгая учительница. Урок мира - рассказы о Саманте Смит. Открытки на парте «Дорогой друг! Сегодня ты сделала первый шаг на пути в увлекательную страну знаний…» И пожелание учиться на хорошо и отлично. Ага, тоталитарная школа, как же!!!!Дома наставление родителей в почти взрослой форме: «Мы никто и звать нас никак, поэтому тебе придется всего добиваться самой. А для это нужно хорошо, а еще лучше отлично учиться». И я это наставление выполнила в полной мере. И это, наверное, главное в моем сегодняшнем социальном статусе.
Первый класс (1986-1987) прошел, как я помню, интересно и замечательно.
2-й класс. Во втором классе - пришлось перейти в другую школу - наша была переполнена (как это было во всех новых районах Ленинграда). Ну и часть детей перевели в построенную рядом школу №135. В этой школе я проучилась 2 и 3 классы. Об этой школе у меня куда более худшие воспоминания. Не очень- то повезло с классом и с некоторыми учителями. «Трояк» по физкультуре и слезы из-за издевательств ( на удивление особенно преуспевали в этом девочки) - из-за частых болезней я была слабее чуть ли не всех в классе, и поэтому, как только устраивались «веселые старты» или эстафеты, меня никто не хотел брать в команду. Учительница распределяла в принудительном порядке, в итоге, команда, где была я, постоянно проигрывала, ну и мне конечно, доставалось. «Черепаха» - это еще самое мягкое, а то и до слез могли довести. Но вот когда на горизонте маячил диктант или контрольная по математике - становились чуть ли не в очередь, чтобы я объяснила правила или как решать ту или иную задачу. Как у меня только хватило сил, чтобы не озлобиться, даже не знаю…Учителя, конечно, разговаривали с теми детьми, но почему то их слова до этих извергов не доходили. Ну а дружила в то время с теми, с кем училась в первом классе.
3-й класс. В третьем классе к нам пришел парень из неблагополучной многодетной семьи, в которой родители частенько выпивали. Парень этот был неоднократным второгодником, его старшие братья «держали» наш двор - запросто могли отнять у более младших велосипед там, или кроссовки - в общем, их все боялись. Так вот, после очередных «невеселых стартов» на физкультуре он подошел ко мне и сказал - будешь помогать с учебой и защищать на классных часах - никто тебя не обидит. Свои обещания друг другу мы сдержали. И да, действительно - его боялись, и поэтому насмешки в мой адрес прекратились. Родителям, конечно, очень не нравилась эта дружба, но что поделать, зато я наконец-то почувствовала себя человеком. Он приходил ко мне делать уроки, иногда просто списывал, иногда просил объяснить. Так или иначе, но, все же он закончил 3-й класс и даже заслужил право носить пионерский галстук. Последний раз я его видела осенью 1992-го, интересно, как сложилась его судьба. А после третьего класса я вновь вернулась в школу №187, которую и закончила.
Средняя школа. В 1989-м благодаря очередному школьному эксперименту мы прыгнули из 3 класса в 5-ый. Дело в том, что в 1985-м году в некоторых школах появились экспериментальные классы, куда стали принимать детей с 6 лет и начальная школа у них была 4 года. Чтобы выровнять всех, и появился этот «скачок». Сейчас, конечно его нет, наши дети учатся полные 11 лет, но зачем? Советская «десятилетка» полноценно готовила к любым вузам.
Собственно, о 187-й могу сказать только самые добрые и теплые слова. Хороший, дружный класс, замечательные учителя!Всему учительскому коллективу хочу пожелать здоровья и долгих лет жизни, ну а тем, кого уже с нами нет - светлая память!
Внешкольная жизнь. Внешкольную жизнь я бы разбила на три составляющих:
1. Группа продленного дня (для начальной школы)
2. Игры во дворе
3. Кружки и секции.
Начнем по порядку. В группу продленного дня я ходила только в первом классе. Игры, конкурсы, прогулки и приготовление уроков.
Ко второму классу я освоила ключи, электроплиту и чайник, так что необходимость в продленке отпала. А в 3-м классе пришел следующий этап взросления - я стала заниматься в спортивной секции, и в том числе ездить за город на лыжную базу.
Во дворах гуляли самостоятельно где-то с 5-6 лет. Сейчас это кажется чем-то из области фантастики. Но в советское время это было реальностью. Мирович, рассказывая о играх во дворе упоминал лазания по крышам, деревьям, гаражам, изготовление пугачей и разного вида самодельного «оружия». Но, простите, что в этом плохого? По мне так в сто раз лучше подвижные игры во дворе, чем тупые компьютерные стрелялки. Да, и я помню, как пыталась изготовить арбалет и ружье для стрельбы горохом, играли в прятки, казаки-разбойники, были различные игры с мячом - «квадрат», «вышибала», футбол, играли и в войну. Была эпопея и со строительными патронами и пугачами. Ну а поскольку с девочками я не дружила, то девчоночьи игры типа скакалок, резиночек и классиков мне были неинтересны. Зимой ходили в лесопарк (жили на окраине) кататься на санках и на пришкольный стадион - кататься на коньках. Так что в этом плане все было хорошо, несмотря на то, что наш двор особо благополучным нельзя было назвать - хватало детей из неблагополучных семей. Да и про сказанный в предыдущих публикациях культ силы нельзя не упомянуть.
Многие дети в СССР кроме основной школы занимались в кружках или секциях. Для детей были доступны дома пионеров и школьников, детско-юношеские спортивные школы и т.п. Все занятия были бесплатными. Каждый мог найти применение своим талантам - художественные, музыкальные, спортивные школы, кружки технического творчества и рукоделия - в общем, было бы желание.
В сентябре 1988 года, когда я училась в 3-м классе, к нам пришли тренера из спортшколы, с целью набрать учеников на лыжное отделение. Я записалась и стала ходить на тренировки. Родителей мое решение обрадовало, так как, по их мнению, спорт должен укрепить мое на тот момент слабое здоровье. Занимаясь на подготовительном отделении, я использовала свой инвентарь (см. фото).
После двух лет занятий, когда мы уже стали участвовать в соревнованиях городского уровня нам стали выдавать инвентарь. Надо сказать, лыжный спорт удовольствие не из дешевых - в 1988-м году пластиковые лыжи «Тиса» стоили 56 рублей, лыжи эстонского производства стоили еще дороже. Хорошие лыжные ботинки таллиннской фабрики «Динамо» в продаже трудно было найти. А нам все выдавали. Бесплатно! Итак, вот список:
1. Костюм тренировочный утепленный
2. Костюм тренировочный демисезонный
3. Костюм гоночный
4. Летняя форма
5. Лыжный комплект тренировочный (лыжи-ботинки-крепления-палки)
6. Лыжный комплект гоночный
7. Кроссовки и кеды.
8. Лыжероллеры.
Вот фотография учеников нашей секции
Ну-ка, а теперь быстренько в ближайший «Спортмастер», только калькулятор возьмите с собой. Сколько получилось? Сумма с четырьмя нулями? Так ведь капитализм, чего хотели! В общем, если и остались сейчас бесплатные кружки и секции, то за все остальное придется платить.
Конечно, мои успехи в спорте были довольно скромными - если на районном уровне иногда (очеь редко) были призовые места, то на городских соревнованиях - вторая половина списка. Но, главное, число больничных стало существенно снижаться. И опять не без ложки дегтя - у нас в секции было что-то наподобие дедовщины, говоря современным языком - буллинга, то есть травли, и опять в сторону тех, кто слабее физически - особенно остро это стояло в летних лагерях и на сборах. И опять мне, в связи с травлей, пришлось искать защиту у более старших и сильных.
Летние каникулы. Советские дети лето проводили либо пионерских лагерях, которые стоили почти символически, либо в спортивных, либо ездили к родственникам или путешествовали с родителями. Собственно мое лето до 1989 года -1 месяц в городе, один месяц в Латвии, один месяц в Вологодской области. С 1989 года начались спортивные лагеря. На юг мы не ездили - нам это было не по карману. Да и с билетами были огромные трудности. Это сейчас билет покупают по паспорту, а тогда можно было просто так купить. Из-за этого были товарищи, спекулировавшие билетами, что здорово осложняло проведение отпуска. Про пионерские лагеря ничего не могу рассказать, бывать там не доводилось, но кто из друзей был, в основном рассказывают только хорошее.
Домашний досуг. Телевидение. Ну у Мировича и тут все убого. А на самом деле советское телевидение было на порядок лучше современного российского. Познавательные передачи «Очевидное-невероятное», «Ребятам о зверятах», «Клуб путешественников», «В мире животных», прекрасные детские фильмы и мультфильмы. Помню как всей семьей смотрели затаив дыхание 7-серийный фильм «В поисках капитана Гранта». Да чего уж говорить, если за 27 лет после развала СССР не было выпущено ни одного детского фильма. А познавательные и интересные передачи убрали с центральных каналов, заменив их на пропаганду нынешнего преступного режима и низкопробную разлекалку вроде дурацких ток-шоу и концертов «поющих трусов». Так что господин Мирович, и тут Вы промахнулись - советское телевидение развивало народ, а не дебилизировало!
Общепит. Единственное, с чем я пожалуй, соглашусь, так это крайне низкое качество питания в советское время в детских садах, школах и пионерских лагерях. Безусловно, в советское время продукты были на порядок более качественными и натуральными, но вот воровство и низкая квалификация персонала в столовых делали свое черное дело. Очень многое из детского меню есть было просто невозможно. Лично я, (да и много кто) терпеть не могла какао и кофе с молоком, молочный суп, молочную вермишель, и очень многое из мясного, из-за того что горе-повара не срезали жир с мяса и кожу с курицы.
Вывод.В общем, как ни крути, но Вы не правы, господин Мирович! Советское детство было не унылым и убогим, как Вы считаете! Ну и главный вопрос - а хотела бы я, чтобы у моих детей было бы советское детство? Скорее да, чем нет - пусть оно будет подвижным, развивающим, дружным. Единственное, чего не пожелаешь ни кому - так это столкнуться с жестокостью.