Прогулка с мыслями

May 30, 2016 19:51

Прогулялась в эти выходные по городу. Суббота у меня до обеда рабочий день, а в воскресенье я обычно, если погода позволяет, езжу на природу. В этот раз по ряду причин не получилось, и поэтому воскресенье также было посвящено наблюдению за жизнью одного старинного и именитого района нашего города.
Итак, в субботу у меня был обзор южной части - Московский проспект, Варавино и т.д. Новостройки растут, во дворах детишки резвятся.


Кстати, этого в Питере почти не увидишь - там из-за обилия представителей южных национальностей детей в возрасте 8-10 лет одних на улицу не выпускают. Меня лично всегда радует, когда дети гуляют во дворах и т.п. Мальчишки с удочками на реке. Игра в футбол.  Девочки со скакалками. Все это мило и трогательно, и в какой-то мере ностальгично. Значит, не до конца еще детство испорчено компьютерами и прочими гаджетами. Но мое внимание привлекло не только это. Все дворы и на Московском, и на Варавино и вообще в целом по городу заставлены машинами.


Нет, я не об автомобилистах-эгоистах, я о другом. Как-то не вяжутся заставленные автомобилями дворы со стоном об низком уровне жизни. Присев на скамейку, достала свой гаджет, чтобы решить нехитрую арифметическую задачку о том, во сколько обходится владение автомобилем. Стоимость бюджетного автомобиля где-то около 400 тыс. рублей. Добавим сюда расходы на страховку и техобслуживание. Ну и бензин. В месяц на бензин при использовании того же бюджетного автомобиля с ежедневными поездками по маршруту дом-работа и поездки куда-нибудь на дачу или с друзьями на шашлыки по выходным уйдет около 3000 рублей. Так что вряд ли может позволить себе машину человек, имеющий зарплату 15-20 тыс. Нужно зарабатывать как минимум 30 тыс., чтобы позволить себе владение автомобилем. И это без кредитов. С кредитом нужно еще больше. Как-то не вяжется это все со стоном о низком уровне жизни.  Далее в мое поле зрения попал частный сектор. Да, есть там покосившиеся домики - ну там, скорее всего живут пенсионеры. А в целом очень много добротных, крепких домов. Уж не говоря о Соломбале (см. фото), где полно кирпичных особняков а-ля Бекингемский дворец.








Тоже как-то противоречит журналистской теореме молодцов из 29.ру и вторящих им сопливых комментаторов о низком уровне жизни. Все это навело меня, да и не только меня - на второй день мне составил компанию случайно встреченный товарищ со спортклуба - тоже из разряда новых северян, на мысли о том, что архангелогородцы попросту прибедняются. Только вот не вяжутся все эти стоны как с реальной картиной, так и вообще с менталитетом поморов. Мной было прочитано не мало исторической и краеведческой литературы о Русском Севере в целом и об Архангельске в частности. Так вот, что в художественной, что в научной, что в фольклорной литературе под словом помор понимался в первую очередь сильный духом, предприимчивый, свободолюбивый, а также самобытный и неординарный человек, не лишенный некоторых чудачеств. Нытье не из этой оперы. А может ноют не поморы-коренные северяне? Скорее всего вирус нытья пошел от потомков ссыльных-пересыльных и т.п. субъектов перекати-поле, приехавших в свое время за длинным рублем? Длинный рубль и сейчас есть на Севере, только чтобы его заработать, нужно Север любить. И самому обладать теми самыми человеческими качествами, какими обладают настоящие поморы. Север отвечает взаимностью людям честным, порядочным, целеустремленным и не любит бездельников. Это аксиома, проверенная веками.
Продолжим. Воскресенье. Иду в Соломбалу. С Кузнечевского моста видны плоты, плывущие на Соломбальский ЛДК.


Кстати, предприятие живо - его взяла на буксир Поморская лесопильная компания -  разработан проект модернизации, потихоньку закупается оборудование. Первая моя остановка судоремонтный завод Красная Кузница. На заборе объявление «Требуются» - да, нужны рабочие и инженеры, а не «менеджеры типа начальников» - цитата директора предприятия.


Кстати, на самом старинном судостроительно-судоремонтном предприятии началась вторая жизнь, после того как предприятие стало филиалом северодвинской «Звездочки». В его переоснащение собираются вложить порядка 10 млрд рублей. И работы уже вовсю ведутся. Мы были на предприятии два года назад со студентами в рамках экскурсии - так за это время произошли вполне приятные для моего глаза инженера и преподавателя инженерных наук сдвиги. Вторая остановка - Соломбальский Машиностроительный завод.
У входа на проходную - стенд «Передовики производства».




Раз есть передовики, значит есть и производство. Да, конечно, работают там не в три смены, как в советские времена, но учитывая царящую на всем постсоветском пространстве индустриофобию правителей, имеющих преимущественно гуманитарное образование, нужно радоваться и этому. Кстати, на Соломбальском Машиностроительном заводе вполне себе заботятся о будущем предприятия. Иначе как объяснить появление Центра Молодежного Инновационного творчества - ЦМИТ  смотрим  сюда: Fablab29.ru.


Иными словами, завод растит себе кадры - ну если не с пеленок, то с начальной школы. Дети в этом центре занимаются робототехникой, программированием и другими видами инженерно-конструкторского творчества. Центр оснащен самым современным оборудованием - станок лазерной резки, 3 D принтер и т.п. Приходи! Твори! Созидай! Также в наших архангельских школах появились классы геологов, нефтяников, строителей, уж не говоря о морских специальностях. В общем, вполне правильная политика - кадры нужно воспитывать с детства.
Продолжаем. Спутник мой пошел к своему приятелю. Я обратно иду по Соломбальской набережной им Георгия Седова. Присаживаюсь на скамеечку. Кругом народ - кто с удочкой, кто с детьми, а кто просто отдыхает. На реке пара кораблей вполне себе приличного вида. Идиллия.






Мой отдых прерывает телефонный звонок. Звонит подруга детства. Предыстория такова. В начале мая, когда я была у родителей, встретились мы с ней в магазине. «Привет! Как дела?» Ну в общем обычная беседа двух очень давно не видевшихся людей. Виделись мы с ней около 10 лет назад - я тогда еще работала в Политехе, а она вышла замуж за военного-сверхсрочника и уехала с ним в воинскую часть под Выборг. Потом ее мужа уволили из армии во время сердюковщины, и он, имея среднее электротехническое образование, устроился по профилю. Но, проработав некоторое время, пошел учиться в Политех на заочное. А в этом году дошел до диплома. Соответственно, возникли затруднения. Вот об этом тогда и попросила помочь моя подруга детства. Я вообще-то человек добрый, да и друзья детства для меня не пустой звук, в общем ладно, думаю - отправлю какую-нибудь старую дипломную работу, пусть защищается. Нашла вот работу, защищенную в АГТУ  (который теперь С(А)ФУ) с оценкой «удовлетворительно», еще в 2000-м, по схожей тематике. Ну вот, эта подруга и звонит - мол, мой представил диплом на кафедру - а ему говорят - это не диплом студента-заочника, а магистрская диссертация - нужно убрать как минимум треть. К чему это я? Да вот к чему. Разговор о качестве образования. Если уж для хваленного питерского Политеха троечный инженерный диплом является магистрской диссертацией, то, комментарии, как говорится излишни. Иными словами, в АГТУ, а затем и в С(А)ФУ по инженерным специальностям учили и учат лучше. Конечно, сейчас, когда школьники, благодаря ЕГЭ разучились думать, приходится подстраиваться под них и снижать требования - иначе учить попросту будет некого. Но в целом, не смотря на реформаторский зуд нашего дорогого ректора и сомнительную управленческую команду, университет развивается и по крайней мере по техническим специальностям можно получить вполне приличные знания. Если есть желание, конечно. Ведь выучит не школа, как говорят, а выучит охота. А школа иногда может и охоту отбить.
Иду в сторону центра. Кузнечевский мост. Набережная. Для Архангельска центральная набережная - это все! Для меня она лучше всех питерских вместе взятых, потому что она для людей. Да, пусть шумят дети, пусть народ носится на велосипедах и роликах, а кто-то и втихаря пьет пиво, спрятав его в пакет. И пусть на архангельской набережной нет помпезных архитектурных панорам 18-19 века, но главным для меня является то, что нет здесь тысяч железных монстров и можно спокойно прогуляться, понаблюдать за рекой и поразмышлять о вечном! Иду в сторону МРВ - кто-то возмущается строящимися жилыми комплексами Альфа и Омега-хаус, но неужели это хуже, чем полуразрушенные бесхозные складские постройки? Меня лично в городской архитектуре устраивает почти все, кроме таких откровенных ляпов как терминал на площади у МРВ или часовня на привокзальной площади, которая явно мешает обзору Воскресенской улицы. Не знаю кому как, но меня также радует, когда сносят барачного типа двухэтажки и строят что-нибудь высотное и современное. История города? Да, есть пешеходная улица Чумбарова-Лучинского со старинными домами, условно переносящая нас в атмосферу Архангельска конца 19-начала 20 века. Также хорошо бы сохранить некоторые интересные дома, встречающиеся в различных кварталах центральной части, но барачного типа безликие двухэтажки - это совсем не то, над чем нужно трястись.
Занимаю «смотровую» площадку  у причалов МРВ. Корабли у вокзала, корабли на реке. На левом берегу виднеется какой-то свежепостроенный производственный либо транспортно-логистический объект.














Так что не одними торговыми центрами живет Архангельск. Кстати, и торговые центры-то вполне нужны - для трудоустройства разного рода бездельников с высшим гуманитарным недообразованием типа менеджер, экономист и т.п. Да, теперь плавненько подходим к вопросу о том, что якобы здесь нет работы. Вранье! Работа есть, но только для тех, кто является специалистом в своем деле, хочет работать и зарабатывать, а не для тех, кто привык просто ходить на работу, сидеть в компьютере, пить кофе и получать за факт своего существования зарплату. Да, кстати, такой работы нет теперь и в столь любимом нашими северными нытиками Питере. Была 1-го мая после демонстрации на совместном митинге КПРФ и национал-патриотических сил, так там секретарь питерского горкома КПРФ О.А. Ходунова в своем выступлении сказала, что Петербург занимает 5(!) место по безработице! Нет, конечно, работа в СПб есть, и ее очень даже много - порядка 80000-100000 вакансий, но большинство вакансий - это рабочие и инженерно-технические профессии, в то время как большинство оставшихся без работы людей - это бездельники в белых воротничках типа менеджеров. Все, халява кончилась! Жаль, что подрастающее поколение за редким исключением этого не понимает. Опять, среди дисциплин, которые будут сдавать на ЕГЭ выпускники 2016 лидирует обществознание. А это говорит о том, что абитуриенты-2016, с упорством достойным лучшего применения, будут брать штурмом гуманитарные вузы и факультеты. Зачем? Чтобы (если нет связей) затем устроиться в какой-нибудь «Связной» торговать телефонами или в бистро-фастфуде кричать «Свободная касса»? Запомните, халява кончилась! И по-моему, надолго, если не навсегда!
Итак, какой же вывод напросился после столь серьезной прогулки? В общем, кто бы что не говорил, но город все же живет и развивается. И в отличие от зажравшихся Москвы с Питером живет даже не по заработанным средствам, а отдавая 2/3 своих доходов столичным дармоедам. Перефразируя известный демотиватор можно сказать, что «Проблемы нашего города не потому, что мы плохо зарабатываем, а в том, что наши дорогие столицы никак не могут нажраться!»

Архангельск

Previous post Next post
Up