Статья посвящена небольшой пешей прогулке в районе Мемориала Победы в городе Красноярске. Все фотографии сняты на любительскую зеркальную камеру Nikon D5200 со светосильным объективом с фиксированным фокусным расстоянием (так называемый «фикс») для неполнокадровых (кропнутых) камер Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor.
[Далее...] Все фото "кликабельны" - при клике мышкой на фото оно откроется в месте своего хранения на Яндекс.Фотках.
Об объективе Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor
Упомянутый мной объектив Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor «получил прописку» в счастливом семействе моих объективов (а до недавнего времени в него входили китовый универсальный зум Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor и описанный в предыдущей статье телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor) за несколько дней до описываемой фотосессии. Несколько слов о том, почему мной был выбран именно этот фикс. 35 мм для кропа - это штатный объектив, ведь его эквивалентное фокусное расстояние равно 35*1,5=52,5 мм (то есть объектив для полнокадровых матриц, имеющий такой же угол обзора, должен иметь фокусное расстояние 52,5 мм). «Штатным», или «стандартным», считается объектив, имеющий угол обзора по диагонали около 45º, у выбранного мной объектива он составляет как раз 44º. Соответственно, на него можно снимать практически всё, от пейзажей и архитектуры (кроме узких европейских улочек) вплоть до поясных портретов (не говоря про ростовые). Я опираюсь на свой «прошлый» опыт: в молодости на плёнку пять лет снимал на фикс на Зоркий-4К, потом, в конце 90-х - начале 2000-х годов на плёночную мыльницу Кодак, на стандартный фикс. К тому же объектив Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor лёгкий (200 г) и короткий (52 мм без бленды), и светосила 1,8 вполне рабочая, в меру резок - соответственно выигрыш в 2 стопа по сравнению с китовыми объективами Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor и Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor первого и второго поколений, что в условиях пониженной освещённости позволяет снимать без вспышки. Сравнивал я его по всем параметрам с конкурентами: Смотрел Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX Micro NIKKOR - не впечатлил, он скорее "недо-макро" чем универсальный. Есть ещё Nikon 35mm f/1.8G AF-S Nikkor для полнокадровых камер, но дороже почти в 4 раза. Варианты от «третьих» производителей отмёл, так как в Красноярске могут возникнуть проблемы с юстировкой, да и стоят они в 2 с лишним раза больше. В общем, приобретение первого в своей жизни «цифрого» фикса было продуманным и взвешенным. Как водится, при покупке объектива сразу же был приобретён и защитный фильтр - уже зарекомендовавший себя на двух «старших» моделях Marumi DHG Super Lens Protect.
Прогулка возле Мемориала Победы в Красноярске
Красноярск - красивый город, и в нём множество интересных мест. Мне, как фотографу, хочется запечатлеть их как можно больше, но отсутствие времени - бич современности - позволяет делать это лишь изредка. Даже заранее тщательно спланированные вылазки "на пленэр" зачастую разбиваются о неумолимую монотонность будней. Туманным утром 21 июля 2014 года обстоятельства сложились так, что у меня появилось примерно полчаса для прогулки в месте «встречи» сразу нескольких улиц - Игарской, Дудинской, Диксона, Степана Разина и Шахтеров. В непосредственной близости от перекрёстка расположен Мемориал Победы, привлекающий наибольшее внимание горожан и гостей города в этом районе (знаменитая Часовня Параскевы Пятницы расположена относительно далеко от этого места). Однако рядом расположены ещё несколько живописных мест - Троицкое кладбище со Свято-Троицким собором и Мемориал Воинам-Интернационалистам, не посетить которые было бы большим упущением.
Троицкое кладбище и Свято-Троицкий собор
Троицкое кладбище (Троицкий некрополь) - старейшее (из сохранившихся) кладбище Красноярска. Открыто для погребения с 1842 г. Кладбище названо Троицким, по имени кладбищенской церкви Святой Троицы. На 1976 г. на кладбище было зарегистрировано более 30 тыс. захоронений. В 1991 г. О.П. Аржаных создала общественную организацию "Культурно-исторический музей-некрополь Троицкого кладбища в Красноярске". В 1996 г. администрация города придала статус историко-мемориального, а в 2003 г. статус историко-мемориального был отозван. На кладбище похоронены некоторые знаменитости, исторические личности, также известно о нескольких захоронениях участников Гражданской и Великой Отечественной войн. Проходя вдоль ограды кладбища от Мемориала Победы в сторону центра города, я сделал первую остановку возле памятного знака Чехословацким легионерам. Вот что писала пресса поводу его сооружения и открытия: "В Красноярске в 2006 г. глава словацкого государства принял участие в торжественной церемонии открытия памятника чехо-словацким легионерам, погибшим в конце Первой мировой войны. Их поход с русского фронта через Трансссибирскую магистраль в направлении Владивостока стал одной из самых трагических страниц Первой мировой войны. «Солдаты и офицеры чехо-словацкого корпуса, погибшие в 1918-20 годах, заслуживают вечной памяти - отметил словацкий президент Гашпарович. Ведь, сами не зная того, они воевали за возникновение новой Чехо-Словакии после распада Австро-Венгерской монархии». Корпус чехо-словацких легионеров формировался под личным руковством генерала Милана Растислава Штефаника. Свою доблесть его бойцы доказали в боях против германских сил при городе Зборов в июле 1917 года. После заключения Брестского мира между Германией и большевистской Россией чехо-словацкий корпус в России, охваченной гражданской войной, оказался в безвыходной ситуации, и его командование решило с боями прорываться на Дальний Восток. История этого похода полна человеческих страданий и трагедий. Она была увековечена более чем 140 памятниками, но до сегодняшнего дня сохранились лишь два из них. Один - во Владивостоке, второй - в Красноярске. Красноярский памятник был в очень плохом техническом состоянии, и словацко-российская межправительственная комиссия в 2005 году приняла решение о его реконструкции. Реализовала проект российская Ассоциация международного сотрудничества по воинским памятникам. Финансирование работ было осуществлено министерством внутренних дел СР. На эти цели было выделено 800 тысяч крон."
На фотографии справа от памятного знака заметен силуэт небольшого здания. Это часовня во имя Святых Апостолов Петра и Павла, построенная в 1860-е годы на деньги купца Матвея Сажина. Естественно, я не смог не сфотографировать её отдельно, хотя и издали, так как времени на прогулку по кладбищу не было.
Меня тут же заинтересовал попавший в кадр довольно крупный каменный памятник, и так как до него было всего несколько шагов, я решил посмотреть - что же это? Оказалось, это и есть старый памятник Чехословацким легионерам, основную композицию с памятной надписью на чешском языке в жуткой тесноте и удалось мне сфотографировать.
Вернувшись на тротуар и пройдя несколько метров, я сделал ещё один кадр Часовни через «бойницу» в ограде.
Следующим объектом внимания по ходу следования был Свято-Троицкий собор. Свято-Троицкий собор - единственный в Красноярске храм, использовавшийся как культовое сооружение в советские времена. Он расположен посреди кладбища, поэтому я сделал лишь снимок с фасада. Хождение среди могил, как я уже упоминал, не входило в мои планы, тем более что позже удалось снять его ещё с нескольких ракурсов.
Совсем рядом с дорогой, ведущей от внешних ворот к храму, на глаза попался памятник необычной для наших времён формы. Приглядевшись, я рассмотрел, что надписи на камне и прилаженной проволокой металлической табличке не совпадают, видно кого-то просто необходимо было захоронить на этом, переполненном уже в те годы кладбище (на табличке выгравирован год смерти 1938), а денег на новый памятник не нашлось.
Далее, я вышел с территории кладбища и продолжил свой путь к Мемориалу Воинам-Интернационалистам. Дойдя до угла кладбища, сделал ещё один снимок Свято-Троицкого собора вместе с фрагментом ограды кладбища.
Мемориал Воинам-Интернационалистам
С Мемориала Воинам-Интернационалистам открывается интересный вид на Стрелку - место зарождения города Красноярска. Слева в туманной дымке можно без труда разглядеть и контуры вантового пешеходного моста.
Несколько слов о Мемориале. Сначала, 2 августа 1994 г., здесь была установлена скульптура воина (скульптор Борис Мусат, архитектор Сергей Геращенко). В 2005 г. была проведена реконструкция, результатом которой стало появление целого мемориального комплекса.
Как я уже упоминал выше, съёмка в течении всей прогулки велась мной на любительскую зеркальную камеру Nikon D5200 со светосильным объективом-фиксом Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor. Одной из задач фотосессии было установить, насколько использование данного сочетания камеры и объектива подходит для съёмок в условиях подобных пеших прогулок, в условиях ограничения по времени и неблагоприятной для смены объективов пыльной среде. Отсутствие широкого угла в большинстве случаев может быть скомпенсировано съёмкой панорам. А возможно ли обойтись без «длинного фокуса»? Оказалось, вполне, ведь высокая разрешающая способность данного объектива в совокупностью с разрешение в 24 мегапикселя на моей любительской зеркальной камере Nikon D5200 позволяют широко использовать так называемый «кроп» - вырезание небольшой части снимка, что является эквивалентом так называемого «цифрового зума» в компактных камерах. С тем лишь отличием, что здесь изображение имеет реальные размеры 4 на 6 тысяч пикселов, в то время как на микроскопических матрицах компактов при приближении изображение расплывается и маскируется интенсивными шумами. В подтверждение правильности своего предположения привожу «поясной портрет» того самого воина, вырезанный из кадра, изображающего всю композицию.
На обратном пути к Мемориалу Победы удалось сделать ещё один снимок Свято-Троицкого собора из-за ограды кладбища. Массивное здание справа - крестильный храм, построенный в середине 1980-х годов.
Площадь Победы
Архитектурный комплекс в честь героев войны 1941-1945 гг. был построен в 1975 году к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. К празднованию 60-летия Победы решено было провести реконструкцию площади, разработку архитектурной концепции поручили Арэгу Саркисовичу Демирханову. Первым при входе на площадь меня встретил монумент «Воин-освободитель» (Скульптор К.М. Зинич), именуемый в народе «Алёша».
Слева от монумента - захоронения солдат, умерших в красноярских госпиталях в период 1941-45 годов.
Напротив «Алёши» - Памятник военнослужащим, погибшим и умершим в мирное время.
Надпись на постаменте:
Немного правее - памятник жертвам Чернобыльской катастрофы.
Справа от здания Мемориала - «Вечный огонь» и монумент "Союз фронта и тыла" скульптора А.Н. Ковальчука.
Слева от Мемориала - Орудия победы.
И наконец, захотелось сделать заключительный кадр, показывающий весь комплекс Мемориала Победы, так сказать, «в сборе». С освещением, сами видите, в это утро возникли большие сложности. Поэтому мной было принято решение снять кадр в «HDR» - в предыдущей статье я уже рассказывал об этой технике съёмки.
Процесс съёмки меня так увлёк, посещённые места оказались настолько интересными, что я не заметил пролетевшего времени и вышел за отведённые рамки. Однако результаты «путешествия» меня успокоили. И теперь, после внимательного рассмотрения всех кадров, могу с уверенностью утверждать, что связка из любительской камеры Nikon D5200 и светосильного объектива Nikon 35mm f/1.8G AF-S DX Nikkor (общий вес около 750 грамм) вполне пригодна для пешей прогулки с целью съёмки пейзажей и архитектуры, в том числе и в условиях недостаточного освещения. PS: Отдельное спасибо Сергею Лахардову за то, что сподвиг меня на написание первой статьи и помог в оформлении этого поста.