1962. Хрущев. Комитет партийно-государственного контроля

Apr 13, 2009 23:22

От модератора:
Считаю, что в данном сообществе можно использовать и антикоммунистические источники (как, например, нижеприведенный отрывок из книги Р.Пихоя о "Как и почему Хрущев потерял власть"), если они содержат ссылки на документы, и при этом документы подлинные. Читатели сообщества люди взрослые, и факты от риторики отделять должны уметь.

Сегодняшние записи были призваны более или менее продемонстрировать характер этого сообщества, будем надеяться, что в дальнейшем оно станет хорошим подспорьем для всех, интересующихся политической историей СССР и приобретет более ровный характер. Спасибо всем подписавшимся, читающим и уже принявшим непосредственное участие!

Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР

Среди многочисленных административных преобразований Н. С. Хрущева это едва ли не самое неизученное, хотя и сыгравшее заметную роль в событиях середины 60-х

Контрольные учреэдения многократно реформировались. Прежнее министерство госконтроля, во главе которого стояли такие политические деятели, как Л. З. Мехлис (в 1946-1950 гг. ) и В. Н. Меркулов (1950-1953 гг. ) было упразднено в 1957 г. вместе с рядом других министерств. Вместо него появилась Комиссия советского контроля Совета Министров СССР. Однако эффективность этого учреждения, по мнению Хрущева, оказывалась недостаточной.

К мысли о необходимости создании специального контрольного учреждения, которое могло бы проверять и партийные, и государственные органы Хрущев пришел в конце 1961 г. , тогда, когда уже ясно наметилась невозможность выполнения недавно принятого на ХХП съезде КПСС плана строительства коммунизма в СССР.

Хрущев, всячески демонстрировавший приверженность к воскрешению ленинских традиций, и здесь попытался дать свою интерпретацию ленинских указаний о контроле. Любопытно, что в процессе подготовки решения Хрущеву были предоставлены подлинные документы 1923-1928 гг. 267 о деятельности комиссии А. Д. Цюрупы, заместителя председателя Совета народных комиссаров, заместителя председателя Совета труда и обороны и одновременно с этим нарком Рабоче-крестьянской инспекции (обратим внимание на это обстоятельство !). В них рассказывалось о деятельности комиссии по вопросу об улучшении работы государственного аппарата и борьбы со злоупотреблении. Комиссия была создана по инициативе Ф. Э. Дзержинского, ей руководил Цюрупа, в ее состав входили наркомы, представители судебных органов.

Реформа контрольного аппарата в СССР в начале 60-х гг. шла непривычно долго (непривычно для хрущевских скоропостижных реформ). Решительными противниками создания Комитета партийно-государственного контроля, судя по воспоминаниям А. Н. Шелепина, были А. Н. Косыгин и А. И. Микоян 268. 8 января 1962 г. был подготовлен проект постановления Президиума ЦК "Вопросы госконтроля и партконтроля" 269. Решения по этому проекту принято не было. 19 февраля 1962 г. в Президиум ЦК КПСС была направлена записка Н. С. Хрущева "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства", в которой он обосновывал необходимость укрепления партийно-государственного контроля, а по сути - проведения реформы контрольных, партийных и государственных органов страны.

Записка многостраничная, изобилующая цитатами Ленина, совсем не хрущевская по стилю. Как правило, подобные документы редко лично пишутся человеком, который их подписывает. Но идеи, основные положения, содержащиеся в таких бумагах, всегда уточнялись и согласовывались с ним предварительно. В записке Хрущева в Президиум ЦК КПСС сообщалось:" В связи с тем, что ХХП съезд КПСС поручил ЦК разработать меры по улучшению и совершенствованию партийно-государственного и общественного контроля, нам в ЦК необходимо незамедлительно продумать практические вопросы, связанные с выполнением этого поручения. Я хотел бы высказать некоторые соображения о тех мерах, которые следовало бы осуществить в этих целях. . . . В период культа личности Сталина замечательная ленинская система партийного и государственного контроля была фактически опрокинута и заменена по существу бюрократическим контрольным аппаратом, оторванным от масс 270.

Хрущев информировал членов Президиума, что коррупция в стране затронула высшие звенья государственного управления, что взяточничество проникло в Госплан, другие министерства и ведомства. Факты взяточничества - сообщал Хрущев, - выявлены также в некоторых других областях РСФСР, в Киргизской, Таджикской, Туркменской, Азербайджанской, Грузинской Украинской, Литовской и Казахской республиках.

Особенно подробно в записке Хрущева рассказывалось, что эти явления - взяточничество, коррупция - проникли и в суд, прокуратуру, адвокатуру. "За два последних года привлечены за взятки только в Москве и Московской области ряд прокуроров, следователей и членов московского городского и областного судов, народных судей и адвокатов". Эти примеры должны были доказать необходимость внесудебного преследования, Это внесудебное или досудебное разбирательство и должно было стать предметом деятельности новых контрольных органов.

Каким должен был стать этот контрольный орган? Сначала - партийная риторика. "Главным и решающим условием коренного улучшения контроля должно быть привлечение широких масс трудящихся. . . Поэтому нам необходимо наряду с специальными органами партийного контроля иметь систему общественных инспекций , которые бы работали под руководством контрольных органов партии и охватывали каждое предприятие, стройку. совхоз, колхоз, учреждение. . . . орудием совершенствования государственного аппарата, искоренения бюрократизма, своевременного претворения в жизнь решений партии".

Далее - первый хрущевский план реформы. "Исходя из этого считал бы целесообразным образовать единый контрольный центр - Комитет партийного контроля ЦК КПСС(КПК) соответствующими органами на местах, возложив на него обязанности осуществлять контроль за всеми линиями, Это и будет претворением в жизнь ленинских указаний"271.

Хрущев определил задачи будущего Комитета партийного контроля: "Следить за строжайшим соблюдением партийной и государственной дисциплины, борьба с любыми проявлениями ведомственных и местнических тенденций, с очковтирательством, приписками, с бесхозяйственностью и расточительством, . . . строжайший режим экономии за правильное и наиболее целесообразное расходование денежных средств и материальных ценностей. Особое внимание КПК и его местных органов должно быть направлено на решительную борьбу с бюрократизмом и волокитой, наносящих величайший вред нашему делу"272.

"Комитет партийного контроля ЦК КПСС должен быть широко представительным органом - писал Хрущев. - Его можно было бы сформировать в составе 80-100 человек, включив туда представителей ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Центросоюза, печати, рабочих, колхозников, интеллигенции, председателей комитетов партийного контроля союзных республик и наиболее крупных краев и областей. Было бы правильным состав Комитета утверждать на пленуме ЦК сроком на 4 года, а коллегию КПК можно было бы утверждать на президиуме ЦК. . . . Структуру аппарата Комитета надо продумать таким образом, чтобы она строилась по принципу предусматривающем обеспечение действенного контроля как за отраслями народного хозяйства, как и по административно-территориальному признаку. КПК должна иметь внештатных инспекторов, в частности можно было бы привлекать коммунистов и беспартийных, которые ушли на пенсию, но способны выполнять общественные обязанности"273.

Хрущев предвидел и опасность такого учреждения. "Предусматривая широкие права Комитета партийного контроля, хочу подчеркнуть, что необходимо исключить всякую возможность какого-либо противостояния его ЦК КПСС. В связи с этим надо твердо установить, что вся работа Комитета должна проводиться под руководством ЦК КПСС и его Президиума, Комитет обязан постоянно отчитываться перед Президиумом ЦК КПСС о своей деятельности, представлять на рассмотрение ЦК планы своей работы, все ответственные работники аппарата Комитета должны утверждаться ЦК КПСС"274.

Отметим, что первоначально Хрущев видел этот контрольный орган как Комитет партийного контроля. Этот Комитет должен был быть подконтрольным ЦК. Численность его, по мнению Хрущева, должна быть невелика.

По записке Хрущева было принято специальное постановление Президиума. В нем сообщалось: "1. Одобрить предложения тов. Хрущева Н. С. , . . . изложенные им в записке от 19 февраля 1962 г. и разослать ее членам ЦК КПСС, кандидатам в члены ЦК КПСС и членам Центральной ревизионной комиссии

2. Поручить секретарям ЦК КПСС подготовить проект постановления ЦК КПСС "Об улучшении контроля за выполнением директив партии и правительства". 275

Однако прошло более половины года до принятия решения о создании Комитета. В Президиум шли одно за другим проекты положений о нем, но они не получали поддержки. Ситуация круто изменилась на ноябрьском (1962 г. ) пленуме ЦК КПСС. Причиной затяжки стало, по мнению А. Н. Шелепина, сопротивление, оказанное этой идее со стороны А. Н. Косыгина и А. И. Микояна 276.

На этом пленуме Хрущев объективно ослаблял партийный аппарат, проведя предложения о его разделе на сельский и партийный, об укрупнении совнархозов. И одновременно с этим принимается постановление "Об образовании Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР".

Выступая на пленуме, Хрущев предложил назначить председателем нового комитета секретаря ЦК КПСС, руководителя КГБ А. Н. Шелепина. Хрущев внес предложение об утверждении Шелепина дополнительно еще и заместителем председателя Совета Министров СССР. Ему надо будет иметь дело с министрами, с государственными органами, - говорил Хрущев, - и надо, чтобы он имел необходимые полномочия 277.

Не требуются особые доказательства для утверждения, что проект этого решения Президиума ЦК создавался в окружении А. Н. Шелепина, тогдашнего шефа КГБ, метившего и попавшего на пост руководителя этого контрольного органа. Шелепин в глазах Хрущева полностью соответствовал необходимым требованиям. Он сделал карьеру при Хрущеве и в этом смысле должен был быть ему лично обязан, как председатель КГБ, уже имел немалый опыт контроля над всеми сторонами жизни страны, наконец, за ним стоял опыт работы в партаппарате, он был избран секретарем ЦК КПСС на ХХП съезде,

Создание Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР должно было компенсировать рост децентрализации, объективно наметившийся в партийно-советских органах. В решении ноябрьского пленума было записано: "Образовать единый орган партийно-государственного контроля, Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие органы на местах. Считать важнейшей задачей органов партийно-государственного контроля оказание помощи партии и государству в выполнении Программы КПСС, в организации систематической проверки выполнения директив партии и правительства, в дальнейшем совершенствовании руководства коммунистическим строительством, соблюдении партийной и государственной дисциплины, социалистической законности" 278.

Президиум ЦК КПСС тщательно рассматривал Положение нового комитета. Этому было посвящено его заседание 18 декабря 1962 г. В решении Президиума ЦК КПСС было записано: "Поручить комиссии в составе: тт. Козлов (созыв), Брежнева, Микояна, Косыгина, Воронова, Суслова, Шелепина рассмотреть в соответствии с состоявшимся обменом мнениями на заседании Президиума ЦК проекты представленных в ЦК документов о структуре и штатах Комитета партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а также проект Положения о Комитете партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совмина СССР и соответствующих органов на местах и внести свои предложения в ЦК" 279.

Такое внимание высшего партийного руководства к судьбе нового комитета не случайно. Возникал бюрократический монстр, фактически дублировавший и отраслевые отделы ЦК КПСС, и аппарат Совета Министров СССР, к тому же наделенный большими контрольными полномочиями Сотрудники комитета получили право проводить специальные расследования в контакте с административными органами. 280

В центральном аппарате комитета создана была система отделов и секторов, воспроизводившая структуру народного хозяйства, социальной сферы, административных и военных органов СССР.

Там были, в частности: отделы партийно-государственного контроля: отдел металлургической промышленности и геологии, по тяжелой промышленности, сектор топливной промышленности, сектор общего машиностроения, сектор тяжелого, транспортного отдел партийно-государственного контроля по транспорту и связи, сектор по энергетике и электрификации тяжелой промышленности, сектор общего машиностроения, сектор по строительной индустрии, сектор городского и сельского строительства, архитектуры и проектных организаций, сектор пищевой и рыбной промышленности, и так далее, и тому подобное. . .

Под стать этому была и штатная численность. Вместо хрущевских 80-100 человек, которые, как он предполагал, будут работать в новом контрольном органе, уже к моменту своего возникновения комитет имел с своем штате 383 "ответственных сотрудника" и 90 технических работников. И это только центральный аппарат и только в первые дни!

Создание комитета стало существенной составной частью всей реформы партийно-советских органов. На заседании Президиума ЦК КПСС 20 декабря 1962 г. рассматривался вопрос о "О реорганизации руководящих партийных органов в областях, краях, автономных и союзных республиках". В решении по этому вопросу было записано: "В соответствии с постановлением ноябрьского (1962 г. ) Пленума ЦК КПСС О построении партийных организаций снизу до верху по производственному принципу ЦК КПСС постановляет: . . . во вновь образуемых промышленных и сельских крайкомах обкомах и партии должно быть, как правило, четыре секретаря крайкома-обкома, один из которых является заведующим идеологическим отделом, а другой - председателем партийно-государственного контроля, а также соответствующего отдела.

Эта же система дублировалась и на уровне местных Советов - председатель областного комитета партийно-государственного контроля являлся и одним из заместителей председателя облисполкома.

Складывалась поистине уникальная ситуация! Комитет партийно-государственного контроля на всех его уровнях - от центрального до районного фактически дублировал и партийную, и советскую систему, располагая, к тому же, правом производить расследования, налагать на виновных взыскания и штрафы, передавать дела в прокуратуру и суд. В марте-апреле 1963 г. Комитет партийно-государственного контроля СССР получил право контролировать вооруженные силы, Комитет государственной безопасности и Министерство охраны общественного порядка 281.

Власть потихоньку перетекала от Никиты Сергеевича Хрущева его ставленнику - Александру Николаевичу Шелепину.

К апрелю 1963 г. в стране было создано 3270 комитетов партийно-государственного контроля, в том числе 15 республиканских, 216 краевых и областных, 1057 городских и районных в городах, 348 - по зонам, предприятиям и стройкам, колхозам и совхозам, 170 тысяч групп и 270 тысяч постов народного контроля, куда было избрано более 2 миллионов 400 тысяч человек.

При всем при этом громадная машина крутилась без особого результата. Ожидаемого хозяйственного эффекта от деятельности армии контролеров не было. Выявленные КПК недостатки в производстве шин на Ярославском заводе, приписки на Минском радиозаводе, факты местничества со стороны работников СНХ РСФСР, злоупотребления при продаже легковых автомобилей в Москве - все это явно не соответствовало объемам и полномочиям КПК.

Дело, как нам представляется было в другом. Хрущева обыграли. Он хотел усилить контроль, но оказался сам блокированным той системой, которую он же и предлагал. КПК идеально соответствовало созданию предпосылок к организационному устранению Хрущева. Власть Шелепина оказывалась реальнее, лучше организованной, а поэтому более опасной для любого чиновника, чем власть самого первого секретаря и председателя Совета Министров СССР Хрущева.

Отметим и другой парадокс: сама по себе система КПК становилась дополнительным раздражающим фактором ПРОТИВ Хрущева. Не случайно поэтому Брежнев вскоре после снятия Хрущева постарался избавиться от КПК.

Примечание

267. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 26
268. Хрущевские времена. Публ. Н. А. Барсукова // Неизвестная Россия. Вып. 1, М. , 1992, с. 286
269. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 23, л. 1
270. АП РФ, ф. 3, оп. 55, д. 23, л. 3-5
271. Там же, л. 10-13
272. Там же, л. 14
273. Там же, л. 16
274. Там же, л. 17
275. Там же, л. 2
276. Хрущевские времена. Запись Н. А. Барсукова. // Неизвестная Россия. Вып. 1, М. , 1992, с. 286
277. АП РФ, ф, 3, оп. 55, д. 24, л. 1
278. Там же, л. 48
279. Там же, л. 50
280. АП РФ, ф. 3, оп. 55, л. 106
281. Там же, лл. 151-160, 191-192

реформы, Хрущев

Previous post Next post
Up