Международный узел «развязывала» дальняя авиация советских Военно-Воздушных Сил в авиационном гарнизоне Воздвиженка Приморского края в ноябре 1974 года. 40 лет назад в самый, пожалуй, ненастный и промозглый месяц, когда дальневосточная погода отнюдь не балует ясными и солнечными днями, под Уссурийском произошло историческое событие мирового значения. В ноябре 1974 года на аэродроме Воздвиженка приземлились «Боинг» с президентом США Д. Фордом и советский лайнер с Генеральным секретарем ЦК КПСС Л.И. Брежневым. Вблизи этого аэродрома дальней авиации советских ВВС и состоялась историческая встреча лидеров двух сверхдержав. В центре советского Приморья руководители Советского Союза и Соединенных Штатов Америки договорились и впредь развивать свои отношения в направлении, которое было определено в предыдущие годы заключенными между государствами договорами и соглашениями.
В первую очередь, это касалось соглашений о предотвращении ядерной войны и ограничении стратегических вооружений. Как писала позже мировая пресса, советско-американская рабочая встреча в верхах 23-24 ноября 1974 года подтвердила решимость завершить выработку нового документа. И, как результат, в итоге долгих переговоров Л.И. Брежнев и Дж.Р. Форд подписали первое советско-американское Соглашение об ограничении наступательного вооружения.
Но это историческое событие произошло несколькими месяцами позже. А до этого момента выбранный для столь значимого события военный аэродром дальней авиации Воздвиженка, образно говоря, «пришел в движение». Расположенные на аэродроме 444-й авиационный Берлинский ордена Кутузова III степени имени Александра Невского тяжелый бомбардировочный полк оперативно был перебазирован в г. Спасск-Дальний, а полк истребительно-бомбардировочной авиации - на один из аэродромов Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии.
Встреча состоялась в ноябре, но уже в мае того года на аэродроме начались авральные работы. Отремонтировали полосу, заменили систему посадки самолетов, привели в должное состояние командно-диспетчерский пункт. От лица хозяев прилетевшего на день раньше американского гостя Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева и большую свиту сопровождающих его лиц на аэродроме встречал и докладывал о готовности объектов заместитель командующего дальней авиации генерал-лейтенант Герой Советского Союза В.М. Безбоков.
Впоследствии, как известно, Владимир Михайлович был назначен командующим 30-й воздушной армией Верховного Главнокомандования, штаб которой находился в Иркутске. 20 последних лет своей жизни Заслуженный военный летчик СССР генерал-полковник В.М. Безбоков жил и работал в нашем городе, здесь и закончил свой жизненный путь в 2000 году. Подробности той владивостокской встречи он в свое время рассказал автору этих строк.
…После приземления на полосу военного аэродрома Воздвиженка самолета президента США лидеры двух держав по железной дороге переехали в санаторий «Океанский», где и проходили эти первые в истории непростые переговоры.
Владивостокская договоренность явилась важнейшим шагом по пути ограничения гонки вооружений. Она устанавливала четкие и равные долговременные пределы для количества носителей стратегического оружия СССР и США, впервые включая и дальнюю бомбардировочную авиацию.
Сейчас о том событии напоминает лишь так называемый «фордовский» дом, который был специально построен для обслуживающего персонала президента США. Существовавшая до недавнего времени платформа у железнодорожной насыпи, специально построенная для почетных гостей, сейчас осталась только в памяти старожилов. До Владивостока высокие гости отправлялись на специальном поезде - для этого и понадобилась платформа.
Отмечая положительную роль Владивостокской договоренности, Л.И. Брежнев в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду КПСС подчеркнул: «Понятно, что соглашение по этому вопросу имело очень большое значение как для дальнейшего развития отношений между СССР и США, для укрепления взаимного доверия, так и для упрочения всеобщего мира…»
Александр ГЛУШКОВ
«Приангарье», № 51, 2014
http://irkutsk-kprf.ru/%D0%BA-40-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%8E-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B2%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B8-%D0%B2%D0%BE-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8/