В далеком 1974 году участники выполнения самого грандиозного по масштабам и техническим сложностям проекта ХХ века на территории 1/6 части суши нашей планеты, при всей фантазии даже предположить не могли какие сложности предстоит пережить БАМу.
«Стройка века», «Дорога в будущее», «Дорога в XXI век» - так окрестили в те годы грандиозный проект. «Школа мужества», «Всесоюзная ударная номер один», «Главная стройка комсомола» - десятилетиями гремела в прессе эта тема. И вдруг эти самые газеты, каналы, радиостанции в одночасье дружно стали навешивать ярлыки: «Дорога в никуда», «Памятник застою», «Ошибка века». И только в последние годы власть задумалась над экономическими, продовольственными проблемами Сибири и Дальнего Востока. А без дальнейшего развития этой магистрали никак не обойтись.
Именно в 70-80 годы прошлого века, благодаря БАМу, началось освоение богатейших территорий Восточной Сибири и Дальнего Востока. А здесь есть что осваивать. В этой земле сосредоточены 80 процентов топливных ресурсов, 75 - лесных и гидроресурсов, около 2\3 запасов минерального сырья.
О северной магистрали заговорили еще в XIX-м, но более конкретно речь шла уже в ХХ веке. Но только Победа 1945 года позволила советскому правительству продолжить дальнейшие геологические исследования на северной трассе, а в дальнейшем - и ее строительство. 27 апреля 1974 года с XVII съезда ВЛКСМ с напутственным словом Л.И. Брежнева отправился на строительство БАМа комсомольский отряд в составе 608 человек. Это были представители 50 национальностей. Командиром отряда был назначен бригадир монтеров пути управления строительства «Ангарстрой» В.И. Лакомов, будущий Герой Социалистического труда, депутат Верховного Совета РСФСР. К тому времени Виктор Иванович прошел стройки мужества Абакан-Тайшет, Хребтовая-Усть-Илимская.
Посланцев комсомола - отряд имени XVII съезда ВЛКСМ - на станциях следования встречали как героев: были и хлеб с солью, и многолюдные митинги с напутственными речами ветеранов войны и труда. Особенно теплой встреча была в Братске, где члены отряда познакомились с первостроителями Братской ГЭС. Таким образом, была передана эстафета ударных дел от братчан первопроходцам БАМа.
Этот отряд стал костяком, ударной силой многотысячного коллектива строителей Западного участка БАМа. Вскоре стройка стала интернациональной. В лесной глуши вырастали новые поселки с железнодорожными вокзалами и всей инженерной и социальной инфраструктурой. Звездный строили армяне, Нию - грузины, Улькан - украинцы и азербайджанцы, Кунерму - дагестанцы, осетины, чеченцы и ингуши. В Усть-Куте на станции Лена жилые микрорайоны строили краснодарцы.
Кроме того, в подразделениях «Ангарстрой», «ЛенаБАМстрой», «ЗапБАМстроймеханизация», «Мостострой-9», «БАМтоннельстрой» работали представители десятков национальностей и народностей со всех концов страны. И этот многотысячный коллектив строителей выполнил свою задачу: построил северную железнодорожную магистраль протяженностью 3500 км. Также было построено 300 мостов, два особо протяженных тоннеля и десяток малых; более десяти городов и поселков. За этот период был накоплен огромный научный потенциал в результате выездных заседаний Научного Совета Академии наук СССР по проблемам БАМа. Возглавлял Совет академик А.Г. Аганбегян.
К сожалению, в зоне БАМа не получила развития производственная и промышленная сфера деятельности, поэтому уже прекратили свое существование поселки Умбелла, Кунерма. А в поселках Звездный и Ния люди живут в очень трудных условиях. В Улькане закрылся Кунерминский леспромхоз - градообразующее предприятие. Нынешние правители России строителей БАМа предали, бросили на произвол судьбы. И все-таки хочется верить, что придут на место политиков-недоучек здравые руководители и поставят БАМ на службу народа, на службу Родины.
Василий ШВАЙКИН, ветеран-строитель Байкало-Амурской магистрали в 1975-1993 гг.
Фото из архива автора:
Руководители СМП-582 на строящемся перегоне Улькан-Кунерма. Справа-налево - начальник Б.П. Варфоломеев, заместители начальника Е.С. Шунько и В.А. Швайкин. 1980 год.
На фестиваль советско-монгольской дружбы в поселок Улькан приехали летчики-космонавты дважды Герой Советского Союза, Герой Монголии Владимир Джанибеков и Герой Советского Союза, Герой Монголии Жугдэрдэмедийн Гуррагча. Крайний слева - первый секретарь Казачинско-Ленского РК КПСС В.П. Хандыго. Июль, 1981 год.
«Приангарье», № 33, 2014
http://irkutsk-kprf.ru/?p=7228