Закончился недельный марафон по рассмотрению бюджета 2020 года в нашем комитете. Провели в общей сложности 10 заседаний Комитета. Рассмотрели прогноз социально-экономического развития, основные параметры бюджета, трансферты регионам и государственные программы. Несколько общих выводов.
1. Очень серьезные вопросы по прогнозам Минэкономразвития, которые ложатся в основу бюджетного планирования.
Простой пример: на 2019 год МЭР прогнозировал рост экономики больше 2% от ВВП, в итоге сейчас прогноз «уточнен» до 1,3%. На следующий год прогноз - 1,7%, на 2021 - 3%. Почему, откуда, из каких источников будет такой рост? Мы надеемся на чудо, или просто строим воздушные замки? Зачем самих себя обманывать?
Считаю, что нужно реально смотреть на перспективы, какими бы они удручающими ни были.
2. Вопрос по целям и исполнимости госпрограмм.
Изначально госпрограммы должны были стать инструментом концентрации бюджетных ресурсов на конкретных направлениях с очень конкретными целями. Например, до такого-то года смертность населения трудоспособного возраста должна снизиться до такого-то уровня. И вот список конкретных мер как этого достичь. Почти в каждой госпрограмме, которую мы рассмотрели, по данным Счетной палаты цели не достижимы с помощью тех мероприятий, которые в программе заложены. Что это? Профанация и самообман? Пишем, понимая, что все равно не достигнем целей. Кого обманываем? Себя? Граждан?
Нужны либо честные реалистичные цели, либо нужно расширять список мероприятий для достижения тех, которые уже записаны.
3. Система исполнения поручений Президента.
То, что у нас министерства регулярно не исполняют поручения главы государства - мы и раньше видели. Достаточно вспомнить историю с облегчением режима экологической экспертизы на Байкальской природной территории. Срок стоял - декабрь 2017 года, законопроект внесен только весной 2019 года.
Но чтобы поручения не исполнялись в таком масштабе я вижу впервые. Почти по каждой программе в замечаниях Счетной палаты указано «не учтено такое-то поручение Президента».
Это халатность? Или может саботаж? А кто будет нести персональную ответственность?
Пока ответственность размазана по куче ведомств и разным уровням власти, не будет точного исполнения принятых решений.
Моя принципиальная позиция: ответственность должна концентрироваться в одном ведомстве на одном человеке. У каждой задачи, каждого объекта, каждого решения должна быть фамилия имя и отчество. И этот человек должен понимать всю ответственность, вплоть до уголовной, за свои действия.
4. Вопросы с отчетностью по расходам бюджета.
У нас один ФАП может находиться и в программе развития сельских территорий, и в программе минздрава, и в программе минстроя. В итоге все отчитываются одним ФАПом. У граждан возникает полное впечатление, что ФАПов строится много, но на самом деле это не так. То же со школами, поликлиниками, детсадами. Реальная картинка у людей не соответствует отчетам министерств. Им показывают какие-то астрономические объемы социального строительства, а в жизни они видят рассыпающуюся школу и полуобвалившуюся поликлинику. Граждане обоснованно теряют доверие к власти.
По итогам работы комитета на прошлой неделе приняли решение запросить реальный список объектов, которые строятся по программе развития сельских территорий.
5. Ну и вопрос о строительстве социальных объектов.
Я об этом писал, не буду повторяться. Практика, когда каждый год в бюджет закладываются объекты без проектно-сметной документации, потом срываются сроки строительства и деньги просто замораживаются в бюджете, должна прекратиться. Так же как и практика, когда реально нужные объекты, с полным проектом ПСД, выбрасываются из финансирования, потому что «денег нет».
Как я писал, у каждого недостроенного или не построенного объекта должна быть фамилия, имя, отчество и запись о понесенной ответственности.
Вот, по сути, наметил для себя направления работы на следующий год в рамках комитета. Будут искать механизмы, как решить эти проблемы на уровне законодательства.
http://irkutsk-kprf.ru/partii/5529-mihail-schapov-pyat-problem-byudzheta-2020-goda.html