В пылу политических баталий последнего времени остается в тени проводимая органами государственной власти Иркутской области экономическая политика. Между тем приоритеты и достижимость целей ее социального развития находят свое прямое выражение в экономической стратегии и механизмах управления регионального правительства. Истекшие недавно четверть века со времени начала проведения разгосударствления собственности, демонтажа централизованного управления народным хозяйством и нарождения институтов «свободного рынка» преподали уроки разочарования и иллюзорных надежд осуществленного в нашей стране социально-экономического экспериментирования.
Не вдаваясь в теорию экономики переходного периода, когда на «виражах» разворота народного хозяйства страны в рыночную стихию требуется «крепкая рука» государственного регулирования, чтобы избежать обрушения национальной экономики с массовыми банкротствами предприятий, опасного сброса промышленного производства и катастрофического ухудшения жизненного уровня россиян, замечу, что и наука и практика в этом стратегически принципиальном пункте экономики безошибочно предупреждали о роковых последствиях замысла «либерал-реформаторов» правительства Гайдара и его американских советологов. Намеренно обхожу политическую подоплеку этих «реформ», и так хорошо известную нашему читателю, но столь дорогую любителям рыночной анархии и эгоистических ценностей. Этим и объясняю сарказм оппонентов по поводу логичного стремления губернатора С.Г. Левченко заложить в деятельность правительства Иркутской области функции ресурсной взаимоувязки, сбалансированности секторов территориальной экономики и координации их темпового развития благодаря целеполаганию и планированию работы органов регионального управления в 2019-2023 гг.
Похоже, невдомек скептикам пятилетнего Госплана и то, что черты государственного планирования в той или иной степени легко увидеть в экономике ряда западных стран-лидеров (Японии, Германии, Франции и др.), правительства которых прочерчивают вектора перспективного развития и ориентируют на них деловые круги. Динамично наращиваемые показатели предшествующих лет создают оптимистичные условия для закрепления плановых начал и выполнения заданий Госплана. В частности, доходы консолидированного бюджета Иркутской области в 2015-2018 гг. возросли со 129,1 млрд р. до 193,6 млрд р., т.е. в 1,5 раза. Еще больше возросли за эти годы налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета области: со 106,8 млрд р. до 168,0 млрд р. или на 57%, а приток инвестиций в основной капитал увеличился с 206,1 млрд р. до 316,0 млрд р. или на 53%.
Налаженное государственно-частное партнерство позволяет реализовывать крупные проекты в нефтегазовой сфере индустрии Приангарья. Речь идет о разработке Верхнечонского месторождения (ПАО «Верхнечонскнефтегаз») с инвестиционными вложениями 152 000,00 млн р., Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтегазоконденсатных месторождений (ООО «Иркутская нефтяная компания») - 126 648,00 млн р., проекта использования газа Ярактинского и Марковского нефтегазоконденсатных месторождений (ООО «Иркутская нефтяная компания») - 170 000,00 млн р., Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения (ЗАО «НК Дулисьма») - 138 482,00 млн р.
В 2018 г. объем инвестиций в основной капитал в обрабатывающей промышленности впервые вырос в два раза, в частности, в производство транспортных средств в 6,9 раз, химической продукции в 3,2 раза, нефтехимической продукции в 2,4 раза.
Понимая высокую неопределенность и трудность планирования развития нашей области в ныне депрессивной и весьма «туманной» среде российской экономики, к тому же осложняемой рисками мировой и российской политики, заложенные в Госплан основные показатели по прошествии времени будут уточняться с учетом результатов его выполнения и текущей ситуации, и это понятно. Не по «воле волн» рыночных колебаний, а нацеленный на эффективное планирование и скоординированную работу органов государственной власти, местного самоуправления, бизнес-сообществ, Госплан раскрывает контуры социально-экономического развития Иркутской области и вовлекает в этот процесс товаропроизводителей, финансовые институты, вузы, научные учреждения и др. Тем самым моделью «управляемого рынка» формируются предпосылки для рационального и максимального использования располагаемых ресурсов Иркутской области в рамках обеспечения устойчивого роста экономики и благосостояния населения региона.
Наряду с общим разделом сводных показателей Госплан содержит территориальный блок, в котором в разрезе городов и районов области представлены реализуемые в муниципальных образованиях конкретные проекты такие, как создание, расширение и модернизация производств, строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры (поликлиник, диспансеров, ФАПов, лечебных корпусов, детских садов, школ, спортивных сооружений, ФОКов, библиотек, домов культуры и др.), капитальный ремонт автомобильных дорог, мостовых переходов и т.п.
Целевыми показателями Госплана предусмотрено последовательное наращивание валового регионального продукта: 1 312,7 млрд р. (2019 г.) - 1 417,7 млрд р. (2020 г.) - 1 528,9 млрд р. (2021 г.) - 1 877,5 млрд р. (2022 г.) - 2 088,0 млрд р. (2023 г.) с инвестициями в основной капитал 346,2 млрд р. (2019 г.) - 379,1 млрд р. (2020 г.) - 421,9 млрд р. (2021 г.) - 468,1 млрд р. (2022 г.) - 518,5 млрд р. (2023 г.).
Первостепенная задача Госплана состоит в осуществлении полномасштабной индустриализации, охватывающей развитие газовой и газохимической отрасли, золотодобывающей промышленности, глубокой переработки леса, фармацевтичекой, строительной отрасли, переработку сельскохозяйственной продукции.
В процессе индустриализации проектируется в течении пяти лет построить не менее 100 новых предприятий с привлечением не менее 1 трлн р. инвестиций и созданием 16 тыс. рабочих мест. Уже в 2018 году в регионе при государственной поддержке стартовали стратегические инвестиционные проекты, в частности, создание газохимического производства Иркутской нефтяной компанией (в течение пяти лет планируется создание более 1000 рабочих мест с привлечением притока инвестиций в объеме 200 млрд р.), производство фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств компанией «Фармасинтез» с вложением более 10 млрд р. и приростом дополнительно 950 рабочих мест, строительство нового завода по производству картона и других упаковочных материалов мощностью 600 тыс. т. в год в рамках выполнения проекта «Большой Усть-Илимск» с проведением масштабной модернизации действующего производства с объемом инвестиций более 1 млрд долл. и увеличением объемов выпуска целлюлозы на 130 тыс. т. в год и запуск завода по производству инновационной медицинской продукции - тест-полосок и глюкометров с ежегодным объемом в 3 млн тест-полосок компанией «МедТехСервис».
С позиций инновационнй экономики благоприятным для развития региональной индустрии стало включение машиностроительного кластера Иркутской области в федеральный реестр, благодаря чему появляется возможность получать безвозмездную поддержку на осуществление инвестиционных проектов: возмещать до 50% затрат на реализацию этих проектов по импортозамещению. С созданием в феврале 2019 г. межрегионального авиационного кластера предприятия могут получать субсидии из федерального бюджета в объеме до 50% от инвестиционных затрат по выпуску промышленной продукции. Благодаря этим вложениям и росту объемов производства и реализации авиационной продукции участников кластера из Иркутска, Ульяновска и Нижнего Новгорода следует ожидать повышения производительности труда на авиапредприятиях и качества выпускаемой ими продукции, наращивания добавленной стоимости и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях образованного авиакластера. В этой связи реализуется проект высокотехнологичного производства в Иркутске гражданского самолета МС-21 с планируемым годовым выпуском 70 самолетов и оценкой его мировой потребности в 850 единиц (заключено уже 175 заказов).
В результате осуществляемый на практике Госплан обрел реальную жизнь и уже скоро будет приносить свои плоды, значительно наращивая экономический потенциал Иркутской области и последовательно повышая жизненный уровень нашего населения.
С.В. ЧУПРОВ, доктор экономических наук, профессор
«Аргументы недели», № 31 (675), 14 августа 2019 г.
http://irkutsk-kprf.ru/region/5290-s-chuprov-zachem-irkutskoy-oblasti-gosplan.html