Перед открытием пленарного заседания Госдумы состоялся пресс-подход фракции КПРФ. К журналистам от имени депутатов-коммунистов обратился В.Г. Поздняков.
- Моё сегодняшнее выступление пройдёт под лозунгом «Мы строили БАМ, БАМ строил нас». 8 июля 1974 года было принято постановление Центрального Комитета КПСС и Правительства СССР о начале строительства Байкало-Амурской магистрали. Но история этого вопроса давняя. Еще в 1889 году царское правительство направило в район БАМа исследовательскую экспедицию для строительства будущей трассы. В 1932 году, уже в советское время, также начали строить дорогу к природным запасам Сибири и Дальнего Востока. В апреле 1974 года в Алма-Ате проходило Всесоюзное совещание по 20-летию освоения целинных и залежных земель. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев обратился к комсомолу с тем, чтобы тот подключился к строительству БАМа.
И постановление, с которого началось строительство, было принято. Уже в мае из Москвы с XVII съезда Комсомола был направлен первый поезд строителей-добровольцев. Возглавлял этот поезд будущий Герой Социалистического Труда Виктор Иванович Лакомов, который отличился еще при строительстве дороги в рамках дружбы с Чили. Порядка 100 тысяч представителей молодёжи и комсомольских организаций были направлены на БАМ.
Я работал в то время, когда было объявлено строительство, заведующим отделом Иркутского обкома комсомола. И ощущал по множеству писем и обращений, как стремились молодые люди на БАМ. Дело в том, что в памяти молодёжи были воспоминания отцов и дедов, которые победили в Великой Отечественной войне, и им также хотелось проявить себя, оставить след в жизни. Конечно же, когда был призыв на БАМ, люди валом пошли.
Комсомол объявил шефство над всеми посёлками, которые там сооружались. За Тындой были закреплены Москва и Московская область. Магистральный - Иркутская область, Северо-Байкальск - Ленинград. Украина, Молдавия, Белоруссия - все союзные республики и все народы нашего великого Советского Союза участвовали в строительстве.
Позже, в 1977 году, ЦК комсомола назначил меня руководителем агитпоезда под названием «Комсомольская правда» на строительстве Байкало-Амурской магистрали по культурному обслуживанию. Я проехал по всему пути строящейся магистрали, от Тайшета до Комсомольска-на-Амуре и Советской Гавани. Там, где не было транспорта, переезжали по Транссибу, а затем машинами и местными самолётами. Во всяком случае, это культурное обслуживание мы проводили. Поезд являлся еще и арбитром социалистического соревнования за досрочный запуск тоннеля, моста, участка трассы. Так как были закреплены региональные отделения комсомола за тем или иным участком, то мы это тоже учитывали. Закончилась стройка в 1984 году, а в постоянную эксплуатацию БАМ был сдан в 1989 году, и он получил название в честь Ленинского комсомола.
Несколько дней назад, 6-7 июля, в городе Тынде проводился комплекс мероприятий по празднованию 45-летия строительства БАМа. Туда прибыли из Иркутской области, Республики Бурятия, Хабаровского края, Москвы почётные гости. Был настоящий праздник. Дело в том, что мы все были строителями БАМа и ощущали, что произошла великая стройка века, когда говорили: «БАМ мы построили». Были какие-то конкретные мероприятия, например «Береги берёзку». Потому что, когда шла стройка, имели место сложные экологические моменты, тем более в условиях вечной мерзлоты. Определяли, где будет дом, где будет клуб, где будет какое-то учреждение, обвязывали берёзки ленточками с тем, чтобы не уничтожали это дерево. И вот сегодня, находясь в Тынде, я увидел красивый современный город. Просто радуешься, насколько это красиво и внешне, и духом.
При подготовке к этим событиям по трассе, по всем городам: в Тайшете, Иркутске, Северо-Байкальске, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске - проводился комплекс мероприятий по чествованию соратников и друзей - строителей Байкало-Амурской магистрали. Мы были счастливы. Мы прекрасно понимаем, что цель строительства дороги пока не достигнута. Но правительство современной России уже вкладывает средства в модернизацию: строительство вторых путей, электрификацию, тоннели. Конечно, нам нужна транзитная дорога с запада в Азиатско-Тихоокеанский регион. Мы планируем сегодня строить Амуро-Якутскую дорогу, до Камчатки, до Магадана и до Аляски.
Кладовая природных запасов неисчерпаема, и они пока находятся там. Их нужно использовать и применять на службу России. Слава БАМовцам! Мы вносим предложение, чтобы 8 июля было объявлено Днем БАМовца.
Павел ОРЕХОВ
http://irkutsk-kprf.ru/world/5207-vladimir-pozdnyakov-slava-bamovcam.html