Полёт в чёрное безмолвие

Apr 18, 2019 17:04

В феврале этого года вышел в свет документальный фильм «Полет в черное безмолвие», режиссером которого выступил наш земляк Валерий Хайрюзов. Лента с интригующим названием рассказывает об операции по спасению арктической станции СП-25.



В начале фильм погружает зрителя в историю освоения «страны ледяного ужаса» - именно так называл Арктику норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен. Исследовать эту страну отправлялись отважные люди, кто-то возвращался домой, кого-то приходилось спасать, кто-то бесследно пропадал.

В 1983 в беду попали 19 работников дрейфующей арктической станции СП-25. В декабре накануне Нового года в условиях полярной ночи началось торошение льдины, которая во время дрейфа оказалась в район полюса недоступности, канадского сектора Арктики откололась взлетно-посадочная полоса. А по недосмотру Росгидромета топливо и продукты не были вовремя доставлены полярникам.

По словам режиссера Валерия Хайрюзова, от помощи терпящим бедствие полярникам отказали подводники, Министерство обороны, военно-транспортная авиация. Надежда оставалась только на гражданскую авиацию. Руководителем по спасению СП-25 был назначен начальник управления летной службы МГА СССР Ж.К. Шишкин. Более 15 лет он жил и летал в Заполярье и был одним из немногих пилотов, побывавших над Северным и Южными полюсами земного шара. Жоржу Шишкину и его команде предстояло выполнить сложнейшую операцию - сбросить груз на крохотную площадку размером 300 на 100 метров с предельно малой высоты в абсолютной темноте. Самолет пролетает такой крошечный по авиационным меркам участок за считанные секунды.

- Ведь мы должны были найти вас в полной темноте, - сказал Жорж Шишкин Герману Лебедеву, начальнику СП-25, когда спустя много лет они встретились в Санкт-Петербурге во время съемок. Мы понимали, что времени у нас нет, и экипаж буквально за считанные дни провел подготовку и необходимую тренировку к полету…

- Нам предстояло сориентировался по плошкам, в которых горела солярка, и по костру. Чтобы груз не плюхнулся в воду, нужно было учесть такие факторы, как направление и скорость ветра, размер льдины. И в то же время, пилотируя самолет по приборам, не проморгать высоту, не зацепиться крылом за 30-метровые торосы. При открытых люках и дверях переставали работать все приборы, летчикам приходилось ориентироваться только по оборотам двигателей. И. как итог, от слаженности в работе и высокому профессиональному мастерству экипажа задание было выполнено, весь груз лег точно в цель на льдину к полярникам. Благодаря подвигу, совершенному экипажем крылатого грузовика, исследователи, дрейфующие на двадцать пятой полярной станции, получили продовольствие, горючее, посылки, письма и подарок от летчиков к Новому году -- две пушистые елки.

По словам Валерия Хайрюзова, экипаж самолета осуществил уникальную операцию, равной которой не было и нет за всю историю мировой авиации.

Ксения РЮТИНА, «СМ Номер один»

Наша справка:

В.Н. Хайрюзов - русский советский писатель, секретарь Союза писателей РФ. Многие произведения Хайрюзова созданы на основе событий собственной лётной и жизненной биографии.

Окончил Бугурусланское лётное училище Гражданской авиации. Летал на самолётах Ан-2, Ил-14, Ан-26. Прошёл профессиональный путь от лётчика до командира корабля, пилота 1-го класса. В небе Восточной Сибири и Якутии налетал 15 тыс. часов.

В 1975 году поступил в Иркутский госуниверситет на отделение журналистики, которое успешно закончил в 1981 году. В его активе - рассказы и повести, вошедшие в 16 выпущенных книг. Лауреат премии Ленинского комсомола, премии Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», Международной авиационной премии «Авиация глазами журналиста», Большой литературной премии России.

Много лет назад Валерий Хайрюзов переехал в Москву, но каждый год навещает свою малую родину. С Иркутском связаны его творческие проекты, среди которых съемки цикла фильмов об известных иркутянах.

http://irkutsk-kprf.ru/region/4894-polet-v-chernoe-bezmolvie.html

кино, культура, история, общество

Previous post Next post
Up