«Интеллектуальная среда» - об Октябрьской революции и марксизме

Dec 08, 2017 17:42

В Иркутске среди множества дискуссий и мероприятий, посвящённых 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции, особым напряжением были отмечены две встречи проекта «Интеллектуальная среда». На них столкнулись два взгляда на нашу историю и на значение в ней революции: правых консерваторов и сторонников левых идей.



Одна из этих дискуссий была посвящена Октябрьской революции 1917 года, другая - развитию и судьбе левой идеи в мире. Первая встреча, посвящённая обсуждению одного из самых значимых событий новейшей истории, состоялась в юбилейную дату 7 ноября.

Постоянный ведущий «Интеллектуальной среды» Михаил Учитель открыл мероприятие утверждением, что Октябрьская революция стала новой вехой в истории России, которая освободила народы, проживавшие в империи, от того гнёта, которым явилась власть Романовых как инструмент экспансии Запада на Восток. В том числе и русский народ, глубокий раскол внутри которого породили своей политикой Пётр I и его отец Алексей Михайлович.

О русском расколе, вкладе в революцию старообрядцев, а также крестьян, традиционная общинная жизнь которых была поставлена под угрозу политикой империи, говорили многие. Но отмечались и особые причины, которые звучат совсем редко. Так, религиовед Юрий Сеурко рассказал о протестантских сектах, участвовавших в революции. По его мнению, немалый вклад в дело революции внесли протестантская этика и прозелитизм некоторых еретических течений, видевших в коммунизме попытку построения Царствия Божьего на земле.

К классической марксистской трактовке Октября обратился координатор «Левого фронта» в Иркутске Антон Марьясов. По его мнению, главным желанием революционных масс был прогресс, конкретное улучшение жизненных условий, а все остальные причины - в лучшем случае являлись чем-то побочным.

Оппозицию практически всем участникам дискуссии составил постоянный участник проекта Всеволод Напартэ, утверждавший, что революция была ошибкой и что порождена она была не объективными факторами, не политикой Российской империи, что в том или ином виде утверждали остальные, а деятельностью революционеров, которая была развёрнута в тылу воюющей армии.

«Я верю в то, что существуют некий единый организм. Можно называть его нацией. Можно называть его как угодно, но все вы, здесь живущие, прошли тысячелетнюю историю, став единым телом. И в нас не может быть в принципе никаких противоречий, дающих право одним убивать других», - заявил Всеволод Напартэ.

В жаркую баталию, разделившую участников на два лагеря, превратилась вся последующая дискуссия, хотя убивать никто никого, к счастью, не призывал. Тем не менее, вызвала большое недоумение у многих возможность считать частью единого организма, например, олигархов, грабителей государственного масштаба, вывозящих народные богатства из страны. Напрашивается вывод, что если это и некая часть организма, то явно поражённая злокачественной опухолью.

Накала в дискуссии ничуть не уменьшили даже высказанные мною тезисы о том, что необходимость социализма в России видели даже такие правые консерваторы, такие как К. Леонтьев, и о том, что многие ценности, за которые сейчас выступают многие правые, можно было увидеть в Советском Союзе.

На следующей встрече 29 ноября обсуждалась не менее интересная тема «Левые и постмодерн». Развитие марксизма было обусловлено историческим решением большевиков и В.И. Ленина, решивших совершить революцию не в передовой капиталистической стране, как учил К. Маркс, но в аграрной, отстающей в производственном отношении и в становлении пролетарского класса стране, периферийной в экономическом отношении к европейской промышленной цивилизации.

Именно это решение - и предвидение - породило раздвоение в развитии марксистского учения: одна часть согласилась с практическим осуществлением идеалов Маркса вопреки некоторым положениям его теории, другая - осталась верна догмам его учения, отвергнув таким образом завоевания марксизма-ленинизма. Последние - троцкисты - стали предвестниками неомарксизма, породившего целый ряд парадоксальных течений в левом движении на сегодняшний день.

Неомарксисты, ярким представителем которых является Иммануил Валлерстайн, утверждали и утверждают, что никаких социалистических революций миру не нужно, пока не будет окончательно установлена капиталистическая мир-система. Только после этого единый планетарный класс нищих и обездоленных должен будет опрокинуть существующий порядок и начать строительство нового мира. В связи с этим представители левых взглядов, разделяющие эту идею, всячески способствуют распространению либеральных ценностей и капитализма, чтобы приблизить момент мировой революции. Таковы, например, неоконсерваторы в американском парламенте, которые своей политической программой принципиально ничем не отличаются от либералов, а также различные левые движения как на Западе, так и в России. Совершенно непонятно при этом, реальны ли такие перспективы, можно ли предполагать, что в условиях глобального капитализма с современными технологиями манипуляции и слежения можно будет сформировать революционный класс.

Участники дискуссии обсудили идеи левых идеологов постмодерна, указали на колоссальное влияние на современное состояние Франкфуртской школы, на иные общественные и антропологические представления в постмодерне, сформулированные такими левыми мыслителями, как Жиль Делёз, Феликс Гваттари и другие, которые колоссально меняют всю картину будущего в мировоззрении левых.

Но речь шла также и о том, что никакое государство или содружество государств в современном глобальном мире не может развиваться и быть независимым от мирового капитализма без применения опыта социалистических стран. Любое сопротивление глобальному либеральному порядку не может происходить без учёта и использования марксистского анализа.

Пути к такого рода сопротивлению были указаны марксистскими теоретиками другого направления, такими как Антонио Грамши, учитывавшими опыт марксизма-ленинизма и развивавшими учение К. Маркса в конкретной практической связи с Великой Октябрьской социалистической революцией и революциями в других странах.

На этом мероприятия, посвящённые Великому Октябрю в Иркутске, однако, не заканчиваются. Уже в это воскресенье, 10 декабря, в ИРНИТУ пройдёт молодёжная научная конференция «Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы», основной тематикой которой станет Октябрьская революция. А в среду, 13 декабря, в отделе истории Иркутского областного краеведческого музея состоится очередная встреча цикла «Сто лиц Восточной Сибири». Она будет приурочена к 100-летию декабрьского вооруженного конфликта в Иркутске, положившему начало Гражданской войне в Сибири.

Михаил СЕУРКО, пресс-служба Иркутского ОК КПРФ
http://kprf-irk.ru/region/2986-intellektualnaya-sreda-ob-oktyabrskoy-revolyucii-i-marksizme.html

дискуссионный клуб, история, теория, Иркутск, левые, общество

Previous post Next post
Up