А боевые товарищи продолжают оберегать Отчизну…

Sep 08, 2017 16:34

19 августа 2017 года. Кубинка… Голубое, без единого облачка небо. Серебром колокольного перезвона безмятежное летнее утро наполняется радостью. Это был необычный день - открытие после капитальной реконструкции мемориала, посвященного памяти погибшего экипажа майора С.Б. Грищенко.



Для нас, родителей, это событие - радость великая! Безмерную радость эту разделяют со мной мои земляки. Они рядом плечо к плечу, рука к руке. Далека, казалось, Сибирь-матушка от подмосковной земли. Но небо-то одно!

Вспоминаю, что писали газеты 16 лет назад: 22 мая 2001 года в 16 часов 24 минуты транспортный борт номер 135 возвращался из командировки. Роковые обстоятельства прервали полёт.

Официально из Минобороны ответили так: «Оставаясь до конца верным своему воинскому долгу, экипаж под командованием майора Сергея Борисовича Грищенко, боролся, чтобы избежать гибели гражданского населения на месте падения. Поступок Сергея Борисовича стал образцом мужества и героизма для всех авиаторов России. Он шагнул в бессмертие, оставаясь навсегда в памяти близких, товарищей по оружию и друзей. Его подвиг будет всегда в наших сердцах».

Тогда, 22 мая 2001 года, после трагедии, разыгравшейся в небе над Ржевом, полёты были прекращены, лётчики полка кинулись в непроходимую чащу леса в поисках своих товарищей. Неделю продолжались спасательные мероприятия. Лётчики и ночевали в лесу. Шансов выжить не оставалось и раненым, так как лес был полон хищниками. Через неделю нам, родителям, сообщили о постановлении правительства экипаж считать погибшим.

Мир тогда, замер для меня. Рухнули стены дворца моей большой, крепкой семьи. После гибели сына стали раскрываться для меня многие страницы его суровой профессии. Документы, справки, рассказы его товарищей дополняли картину жизни моего светлого душой, отважного сына.

Недалеко от взлётной полосы был установлен мемориал в память о героически погибшем экипаже.

Сегодня продолжают летать, служить, оберегая границы и суверенитет Отечества, его боевые товарищи и лётчики нового поколения. Все эти 16 лет ребята присматривали за мемориалом, готовя ежегодно его к встрече с родителями. Все эти годы лётчики, без предварительных звонков, съезжаются к мемориалу. Место встречи изменить нельзя. Ежегодно едут они в район гибели экипажа. Установили на месте падения памятный крест, ежегодно расчищая от завалов площадку, изготовили и установили там фотографии погибших лётчиков по просьбе местного населения, чьи жизни были сохранены лётчиками геройского экипажа.

Но годы берут своё. Мемориал стал рассыпаться. Для нас, родителей (иных уже нет), ремонт оказался неподъёмной ношей, особенно его организационная сторона. Я, как мама командира, обращалась в соответствующие организации. Тщетно.

Но незыблемо существует боевое и лётное братство. За дело взялись те же товарищи - лётчики. Общим решением полка стало организационная и материальная забота о капитальном ремонте мемориала. Главным меценатом в этом святом деле стал П.С. Немцов (директор ООО ТЭКА СЕРВИС) - бывший авиатор, бескорыстный человек. Он оперативно помог в финансировании реконструкции.

Все организационные вопросы и руководство процессом реконструкции взял на себя майор Д.Е. Ручко - командир авиационного звена базы «Открытое небо». До трагедии он летал в составе погибшего экипажа. Прораб - В.Н. Котов, полковник запаса, чрезвычайно порядочный человек, настоящий офицер.

Сердечное, материнское СПАСИБО выпускникам Балашовского высшего военного авиационного училища лётчиков 2000 года, ветеранам 226 отдельного смешанного авиационного полка и действующим офицерам за финансовую помощь в реконструкции памятника.

Лето выдалось дождливым. Шаг за шагом, ловя солнечные часы, демонтаж, затем и капитальный ремонт мемориала продвигался. Наконец, в августе я получила фотографию от Дмитрия Ручко о полном завершении ремонта мемориала. Моей благодарности, моему счастью не было границ!

В августе наступила жара, дождей ни капли, а ребята посадили траву. Им хотелось, чтобы густая зелёная трава ласкала взоры родителей и взоры тех, кто смотрел на них с небес. Каждый вечер приезжали лётчики после полётов поливать траву. И она выросла!

На плечах святых держится цивилизация и пусть не зарастает тропа к святым обелискам к местам памяти и славы на земле о доблестных рыцарях неба. Я, мать, говорю сегодня не только о тех, кто жаждал жизни, но отдал её, не задумываясь во имя жизни других людей. Я с сердечной материнской любовью и благодарностью пишу о тех, кто продолжает жить и летать, кто несёт в своих сердцах верность и преданность профессии, верность своим товарищам. Их каждодневная, суровая служба и параллельно хлопоты о памяти ушедших товарищей - пример безграничного мужества и героизма!

Немного о сыне: Сергей родился 1 декабря в Иркутске, сибиряк в пятом поколении. Мы жили на территории Иркутского военного авиационного училища, где работал мой отец, где я преподавала сопротивление материалов. Строгий ритм жизни военного заведения, который являлся кузницей авиационных технических кадров для большой страны, отразились и на формировании характера моего старшего сына Сергея. В семье царил оптимизм, уверенность в завтрашнем дне, стабильность доброжелательных отношений.

Преодолев огромный конкурс, Сергей поступил в 1986 году в Балашовское высшее военное училище лётчиков имени маршала Новикова. После окончания с отличием, в 1990 году начинает летать правым лётчиком в транспортном авиаполку с Кубинского аэродрома в самое трудное роковое время для нашей Родины, когда костры межнациональных разногласий запылали по окраинам бывшего Союза. Срочные, порой неожиданные броски в Афганистан, Таджикистан, где приходится принимать участие в схватке с бандитами на земле. Семь дней длились рукопашные бои. В аттестации необычные слова - «прирождённый лётчик».



В 1991 году Сергея Грищенко направляют в Ферганскую школу боевого применения. Он летает лучше других и раньше других становится командиром корабля. В Ферганской долине активизируются банды в годину распада Советского Союза. Начинаются грабежи военной и авиационной техники, военного имущества, которое перепродаётся бандитам. Чтобы спасти свои самолёты и собственные жизни, лётчики ночью, с интервалом минута, взлетают, пересекая границу, сажают под Тверью 15 самолётов, сохраняя их для России. Сергею - 22 года. В 25 лет он становится командиром корабля. В 27 лет получает звание майора, становится командиром авиационного отряда. Все самолёты в его отряде проходят обряд освещения. Таков командир. Такой был мой сын. Интенсивные полёты во время первой и второй Чеченскими войнами. Взлёты под обстрелом, посадки без посадочной полосы. На борту раненые, беженцы, десантники, «груз 200», гуманитарная помощь. Летает чаще, чем ходит по земле.

Когда многие уходили из армии, я просила об этом и сына. Сергей ласково мне ответил:

«Кто должен служить, если не я? Великая держава существует до тех пор, пока есть горстка мужчин, способных пожертвовать ради неё всем… Не ты ли учила меня этому, мама?»

Светлана Ивановна ПАВЛОВА, мама командира корабля, командира авиационного отряда
«Приангарье», № 37, 2017

http://kprf-irk.ru/region/2624-a-boevye-tovarischi-prodolzhayut-oberegat-otchiznu.html

персоналии, память, армия, Приангарье, патриотизм, история, общество

Previous post Next post
Up