Originally published at
vkprf.ru. You can comment here or
there.
Выступление уполномоченного КПРФ по проведению референдума М.В. Павлюченко:
Уважаемые депутаты!
На Ваше рассмотрение выносится вопрос о проведении в Кировской области референдума по вопросу: «Согласны ли вы с введением на территории Кировской области сроком до 2014 года запрета на принятие органами государственной власти Кировской области решений о повышении размера тарифов организаций коммунального комплекса?»
Данный референдум должен установить двухлетний мораторий на повышение тарифов для организаций ЖКХ.
С 1994 года в среднем по стране тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличились в тридцать раз. С января 2007 года по январь 2011 года они росли вдвое выше инфляции и уровня роста доходов населения. В этом году тарифы увеличились ещё на 15%. Это подаётся как некое достижение, но разве 15% это мало, ведь зарплаты у многих остались на прежнем уровне.
В нашей области особенно страдают жители районных центров Котельнича и Слободского, где тарифы в 2-3 раза выше, чем в Кирове. За трехкомнатную квартиру семья платит почти 8 тысяч рублей, а средняя зарплата работника социальной сферы - 7 тысяч.
Наши оппоненты утверждают, что без постоянного роста тарифов, ЖКХ развалится. Однако они почему-то забывают, что неуёмный рост платежей уже не по карману жителям области и с каждым месяцем растёт задолженность по квартплате. Если так будет продолжаться, то жилищно-коммунальное хозяйство этих денег всё равно не получит и окажется на грани развала, а людей будут выселять из квартир.
Рассмотрим юридический аспект проблемы. Согласно п. 1 статьи 6 Закона Кировской области (от 29.07.2003 № 186-ЗО) «О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области» на референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении областной власти или совместном ведении федеральной и областной властей, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ или Федеральным законом.
В соответствии с пунктом «к» статьи 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении федеральной и областной властей.
Согласно статьи 6 Закона «Об основах регулирования тарифов жилищно-коммунального комплекса» (№210-ФЗ от 30.12.2004) в случае, если законами субъектов РФ регулирование тарифов и надбавок не отнесено к перечню вопросов местного значения (определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06.10.2003. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») эти полномочия (установленные статьей 5 федерального закона № 131-ФЗ) осуществляются органами государственной власти субъектов РФ.
Следовательно, данный вопрос может быть урегулирован населением области непосредственно путем проведения референдума.
Предвосхищая возможные возражения о якобы не чёткой формулировке вопроса, который предлагается вынести на референдум, уточняю, что федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» содержит понятие: «Организация коммунального комплекса - это тепло, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод». Регулирование этих вопросов находится в компетенции областной власти и только их касается вопрос референдума в предложенной нами формулировке. С федеральными или муниципальными полномочиями регулирование тарифов в этих вопросах никак не пересекается. Поскольку в ведении федеральных органов власти находится лишь регулирование тарифов на предоставление населению электроэнергии. А к сфере ответственности муниципалитетов относится регулирование тарифов по содержанию и ремонту жилья.
Предельные индексы - это выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования. Они устанавливаются в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен Федеральным законом или решением Правительства РФ.
Федеральным законодательством не определено, на какой срок могут устанавливаться тарифы и надбавки. Установлен лишь минимальный срок действия тарифов, который не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса (ч. 3 ст. 13 закона № 210-ФЗ). Предельные индексы устанавливаются на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом и решением Правительства РФ (ч. 20 ст. 2 закона № 210-ФЗ). Таким образом, закон допускает возможность установления иных, более длительных сроков действия предельных индексов. Поскольку жилищное законодательство находится в совместном ведении Кировской области и Российской Федерации, то население области может установить иной, в данном случае двухлетний срок действия утвержденных тарифов.
Вопрос, вынесенный на референдум, соответствует общим принципам регулирования тарифов и надбавок, которыми являются:
1) достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов организаций, эти товары и услуги предоставляющих. На сегодняшний же день существует очевидный перекос, когда интересы потребителей ущемляются.
2) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;
Часть 7 статьи 6 Закона Кировской области от 29.07.2003 № 186-ЗО «О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области» определяет исчерпывающий перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти области, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о персональном составе органов государственной власти области, органов местного самоуправления;
в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств Кировской области, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Согласно ст. 2 Устава Кировской области Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Население области вправе принимать участие в решении вопросов областного и местного значения в иных формах в соответствии с Уставом области и законами области. Согласно статьи 30 Устава области законодательная власть в Кировской области осуществляется непосредственно народом - путем референдума.
Законодательное Собрание (в соответствии со статьей 7 Закона «О референдуме Кировской области и местном референдуме в Кировской области») вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы проведения референдума нормативно-правовых актов, регулирующих подготовку и проведение соответствующего референдума.
В заключение сообщу депутатам, что Кировское областное отделение КПРФ в рамках Народного референдума собрало в поддержку инициативы о замораживании тарифов до 2014 г. 80 тыс. подписей жителей области. Таким образом, народ ясно высказался в поддержку идеи областного референдума и не законодателям с ним спорить.
Ведь по Конституции единственным носителем суверенитета и источником власти в России является именно народ. И если депутаты вновь, как в январе этого года прикрываясь надуманными доводами, не дадут жителям Кировской области возможности решать свою судьбу на референдуме, то получится, что «слуги народа» выходят из-под контроля своего «хозяина», отказывая в реализации его конституционного права.