Осколки разбитого вдребезги…

Dec 18, 2015 17:01



11 декабря 2015 года с космодрома Байконур стартовала российско-украинская ракета-носитель «Зенит-2sБ» с метеорологическим спутником «Электро-Л» №2.
Запуски ракет-носителей «Зенит» с космодрома Байконур происходят в рамках проекта «Наземный старт». Двигатель РД-171 первой ступени ракеты-носителя «Зенит» и ее разгонный блок производят в России. Систему управления ракетой тоже - в «Научно-исследовательском институте автоматики и приборостроения имени Пилюгина».
На ракете, сборку которой проводит днепропетровский «Южмаш», установлено до 70 процентов российских компонентов.
http://lenta.ru/news/2015/12/11/zenit/

Это - то, что еще осталось от былой кооперации России и Украины в космической сфере, некогда казавшейся настолько взаимосвязанной, что каждый, кто посягнет на нее, мог быть объявлен безумцем.

Впрочем, крутой майданный разворот «незалежной», приведший к власти кооперацию разрушителей не только российско-украинских межгосударственных отношений, но и собственной страны, скоро похоронит и то, что еще осталось.

Не так давно председатель Государственного космического агентства Украины Любомир Сабадош заявил, что его структура приостановила сотрудничество с Россией на межгосударственном уровне, но продолжает работу над проектами международной кооперации.
«Украина, работая с Российской Федерацией, имела международные обязательства. Примером этого является сотрудничество по проведению запусков ракет-носителей «Союз» с космонавтами на борту», - сказал он.
«Если сейчас сказать, что Украина отказывается от своих обязательств, то в этом случае пострадает имидж государства и остановится вся космическая программа по использованию международной космической станции. Другого пути попасть на космическую станцию, как через космодром «Байконур», используя российские ракеты-носители и украинскую систему управления, нет», - подчеркнул Сабадош.
«Все то, что касается освоения мирного космоса и выполнения своих международных обязательств, Украина должна выполнять», - добавил глава Госагентства.
http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2334261

Согласитесь, несмотря на все нынешние сложности российско-украинских взаимоотношений это заявление украинского чиновника звучит весьма оптимистично, если бы не одно но…

Работать с партнером, который на государственном уровне объявил курс на полный разрыв связей с восточным соседом, - означает подвергать себя постоянному риску оказаться в самый неподходящий момент в зависимости от его новых капризов, которые тут же приобретут характер шантажа.

Так, например, было с конверсионной трехступенчатой ракетой-носителем легкого класса «Рокот», которую производит российский Центр Хруничева, а системы управления для «разгонников» этих ракет - харьковский «Хартрон».
Главным заказчиком федеральных пусков «Рокотов» выступало Министерство обороны России. Но, скорей всего, проведенный в марте 2015 года пуск «Рокота» может стать для него последним, а в дальнейшем военные свои спутники будут запускать при помощи российских ракет «Союз-2.1в» и «Ангара-А1». Но вовсе не потому, чтобы тем самым «насолить» соседке-Украине: эта конверсионная программа, по большому счету, была выгодна обеим сторонам.
Причиной отказа от конверсионных ракет «Рокот» (а также близкой им «Стрелы») послужило ограничение украинской стороной поставок в Россию технологий двойного назначения.
«Нам поступило распоряжение получать от российских контрагентов гарантии того, что наша продукция не будет использоваться в военных целях. Полагаю, в международных космических проектах наше оборудование использоваться может, мы тут проблем не видим. От сотрудничества с "Хруничевым" по гражданским проектам мы не отказывались», - сообщил главный конструктор компании «Хартрон-Аркос» Анатолий Калногуз.

Поэтому в России уже успешно проведены работы по созданию отечественных систем управления для российских ракет-носителей. И скоро путь на МКС через «Байконур» будет проходить уже без участия Украины.

Что же касается «Зенита» то до последнего времени одним из преимуществ использования «Зенит-3SL» была их дешевизна и хорошо налаженная технология сборки (высказывались даже предложения организовать ее на территории России). Однако к настоящему времени цена производства и пуска украинской ракеты приближается к таковым для «Протонов» (стоимостью в 90 миллионов долларов), а в этом случае необходимость в них может отпасть.
На неопределенный срок, а может, и навсегда закрылась и другая совместная программа с Украиной - «Днепр» по использованию в качестве ракеты-носителя для вывода на орбиту полезной нагрузки «Южмашевской» самой мощной в мире межконтинентальной баллистической ракеты РС-20Б (по западной классификации - «Сатана»).

Касаемо других международных космических программ, то в настоящее время участие Украины в них сводится к производству днепропетровским «Южмашем» маршевого двигателя РД-843 для верхней ступени итальянской ракеты-носителя Vega легкого класса, а также созданию основной конструкции первой ступени ракеты Antares.
С 13 февраля 2012 года ракеты Vega четыре раза (все - успешно) стартовали с космодрома Куру во Французской Гвиане, и составляют основу парка легких носителей компании Arianespace.
Ракеты Antares частной американской Orbital Sciences Corporation в период с 21 апреля 2013 года запускались пять раз. Последний пуск 28 октября 2014 года был неудачным: на высоте около 150 метров над стартовой площадкой носитель, который должен был отправить на МКС космический грузовик, был подорван оператором пуска. Причиной аварии названа неисправность турбонасосного агрегата одного из двигателей AJ-26 (модернизированных российских НК-33) на первой ступени ракеты.

Прямо скажем, негусто…

Тем временем на основном космическом предприятии Украины - днепропетровском «Южмаше» - где в советское время работало до 50 тысяч человек, сегодня при сохранении тех же производственных мощностей здесь числятся менее 7,5 тысяч человек. В результате потери основного заказчика - России - только за 2014 год предприятие сократило объемы производства на 26 процентов, дефицит оборотных средств на «Южмаше» уже к концу 2014 года составил сотни миллионов гривен, а в 2015 году там накопились восьмимесячные долги по зарплате.
http://lenta.ru/articles/2015/06/04/ukr/

Партнерство с Россией многое бы могло спасти из оставшегося космического наследия Украины, но судя по действиям нынешних киевских властей, у них задача совершенно противоположная. Поэтому Россия - лишь помеха для реализации этих планов, конечным итогом которых должна стать полная деградация украинской космической отрасли.
Поскольку космос - это не тот лакомый «кусок», с которого что-то можно быстро поиметь, то и церемониться с ним нечего. Поэтому - пусть себе «загибается»…
Слава Украине!?

"Рокот", "Днепр", Украина, космос, "Хартрон", "Южмаш", Россия, "Зенит", сотрудничество

Previous post Next post
Up