Рано или поздно, но все политические торги за Донбасс когда-то все же закончатся. В принципе, они могли бы закончиться уже сейчас, если б Киев хоть как-то пытался реагировать на предложения, поступающие в его адрес от представителей ДНР и ЛНР, касающиеся особого статуса этих территорий в составе Украины.
Но к реальной децентрализации власти в период нынешнего политического и экономического раздрая в стране Порошенко и его окружение явно не готовы. Как и не готовы взваливать на свои плечи непомерную ношу в виде восстановления разрушенных войной Донбасса и Луганщины. Да еще, на чем сейчас настаивают представители ДНР и ЛНР, - с остающимися у руководства провозглашенных республик их нынешними лидерами Александром Захарченко и Игорем Плотницким.
Но возвращение жизни этих мятежных регионов к нормальному руслу, тем не менее, представляет куда более важную задачу для Киева, нежели для Москвы. Ведь нормализация ситуации и окончание вооруженного противостояния на востоке Украины фактически являются обязательными условиями ее интеграции в европейские структуры. Без достижения этого надеяться на принятие «незалежной» в ЕЭС просто нереально, как и на объемный приток в страну иностранных инвестиций. Поэтому нынешнее состояние «ни мира, ни войны» до бесконечности длиться не может.
Но, опасаясь реакции украинских радикальных политических сил и полувоенных формирований, пойти на уступки нынешним лидерам ДНР и ЛНР Киев считает для себя невозможным. И первоочередным условием реализации минских договоренностей продолжает выдвигать переход к украинским пограничникам всего участка российско-украинской границы. Для властей же ДНР и ЛНР и командования ополченцев согласие на перекрытие границы, откуда в регион регулярно поступает гуманитарная помощь и приезжают добровольцы из России, будет означать полную военную и экономическую блокаду республик. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Как для властей, так и для населения региона.
Между тем, в сложившейся ситуации сторонам конфликта следует обратить взоры на достаточно компромиссную, на мой взгляд, фигуру миллиардера и мецената Рината Ахметова.
Значительная часть его активов оказалась на территориях мятежных республик, однако, в отличие от других украинских олигархов, Ахметов не стал заниматься созданием и финансированием карательных батальонов, и продолжает оставаться противником войны.
Он не только не бросил земляков, но и направил значительную часть своего капитала на поддержку жителей разоренного края. Штаб Рината Ахметова стал, по сути, единственной крупной гуманитарной силой в регионе, отрезанном от остальной страны сетью блокпостов и сложной пропускной системой. Его волонтеры эвакуировали из зоны боевых действий почти 40 тыс. человек (из них около 15 тыс. детей), раздали более 2,7 млн продуктовых наборов и оказали помощь в общей сложности 866 тыс. жителей Донецкой и Луганской областей.
Власти в Киеве последовательно блокируют поставки коммерческих грузов и тем самым намеренно обостряют гуманитарную ситуацию в регионе. В результате в донецких и луганских магазинах - хронические перебои с продуктами и пустые полки. Растут и цены. На этом фоне значение продовольственных поставок от Ахметова трудно переоценить.
Безусловно, власти самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик пытаются разрешить ситуацию, приходит гумпомощь и с конвоями МЧС России. Но этих усилий не хватает, а по-настоящему системную работу ведет только штаб Ахметова. Хотя работающие в зоне конфликта международные организации уже год выстраивают свою работу там (ООН, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, People in need и другие), они пока никак не могут развернуться «в полный рост» - сказывается незнание местной специфики.
На сегодняшний день объемы помощи Фонда Рината Ахметова в натуральном и денежном выражении превышают всю гуманитарную помощь украинских, российских и международных организаций, вместе взятых. И это несмотря на дикую бюрократию, которую за несколько месяцев развели украинские власти, - ведь чтобы отправить помощь в Донецк, нужно уведомить 17 организаций, оформить 12 документов и получить 3 пропуска на каждую машину. Такова ежедневная практика штаба Ахметова - единственной организации на территории Украины, которая регулярно возит продукты питания для стариков и детей.
Благотворительная деятельность Ахметова сделала его крайне популярным в Донбассе - местные жители разве что не молятся на него и его волонтеров. Это вызывает явное раздражение у некоторых деятелей в Киеве, где склонны расценивать любую гуманитарную помощь региону (включая памперсы и детское питание) как «поддержку сепаратистов». В адрес олигарха то и дело звучат соответствующие обвинения и угрозы завести уголовное дело за помощь «террористам».
Еще год назад Ахметов изложил четыре сценария развития событий в Донбассе. Первый - пусть все остается как до майдана и изгнания Виктора Януковича. Сегодня этот сценарий невозможен - слишком много пролито крови с обеих сторон. Второй вариант - присоединение Донбасса к России по крымскому сценарию - тоже нежизнеспособен: ни Москва, ни Киев не готовы пойти на такой шаг. Третий вариант - независимость ДНР и ЛНР - не выдерживает столкновения с реальностью: экономики непризнанных республик не справятся в изоляции, предприятия встанут и регион окончательно погибнет. Наконец, последний, четвертый вариант - высокая степень децентрализации, федерализация или автономия регионов в составе Украины, как это ни называй. На данный момент это - единственный выход из тупика, и именно к нему призывал Ринат Ахметов год назад и продолжает призывать.
Именно в этом дух и буква Минских соглашений, подписанных лидерами Украины, России, Германии и Франции. Но пока боевые действия снова терзают Донбасс, а политики не могут найти политическое решение, Ахметов, будучи не в состоянии повлиять на политическое урегулирование ситуации, делает то, что в его силах, - то есть смягчает последствия экономической блокады, несмотря на растущие теперь с каждым днем угрозы из Киева.
http://www.ng.ru/cis/2015-06-11/3_kartblansh.htmlХотя, с учетом финансовых интересов Ахметова в Донбассе и его растущего авторитета среди мирного населения мятежных регионов, именно он мог бы стать той политической фигурой, которая помогла бы вывести ситуацию из ее нынешнего кризисного состояния. Причем, не только как политик, но и как опытный хозяйственник и экономист, который, ко всему прочему, готов вложить в разрушенные регионы и собственные немалые средства.
При всех же симпатиях к тем же Александру Захарченко или Игорю Плотницкому этих качеств и капиталов у них нет, а при объявленной Киевом блокаде этих территорий восстанавливать их и, тем более, развивать лишь на основе гуманитарной помощи из Москвы, не получится.
Так не лучше ли все нынешние торги относительно будущего ДНР и ЛНР сконцентрировать на возможности прихода к власти в регионе Рината Ахметова, обеспечив необходимыми гарантиями безопасности ополченцев и их лидеров? И уже с ним вести диалог о механизмах и условиях возвращения этих территорий в состав Украины.
При определенных условиях, появление такого «козыря» устроило бы как Киев, так и ополченцев, и Москву.