Поиски убежища отшельника Тимофеюшки

Dec 04, 2019 22:17


Отчёт о вчерашнем экстремальном походе в глухую лесную чащу, полную диких и иногда свирепых зверей и зверушек, двух отважных путешественников, в поисках землянки блаженного отшельника Тимофеюшки.
Путешественникам пришлось бороться со снежной стихией, непроходимыми ветровалами, полузамерзшими болотами нечистой силой, обморожением, обезвоживанием и прочими «прелестями», свалившимися на их несгибаемые плечи и спину за 12-ти часовой поход.



(Совместное творчество АП и ГМ).Старт был с нашей постоянной базы «Слобода Сити» 30-го ноября 2019 года в 7 час. 12 мин., когда ещё было темно. Прибыли в деревню Волговерховье в 7 час. 45 мин. Расстояние 50 км. По дороге пустынно, только попался навстречу ранний местный житель, да начинали работу газовики, растапливая печь в своей передвижной бытовке.



Д. Волговерховье

С утра шёл дождь, иногда сильный. Земля была мерзлая, за предыдущие дни промёрзла. Дорога была влажная, но очень ровная, не размытая. Разгрузились у монастыря на стоянке. Вышли на маршрут ещё в темноте. Одели дождевики. Сначала вышли в поле и, спотыкаясь на кочках, начали искать путь к узкоколейке* - она в этот день главный ориентир.

* Узкоколейка: узкоколейная военно-полевая железная дорога №311, которая имела две очереди: 1. Пристань Свапуща·деревня Марёво дл. 50 км; 2. Разъезд 122 км.· ст. Еминец у одноимённого озера у Волговерховья, дл. 36 км. Проходила по северной окраине д. Волговерховье. Остатки видны до сих пор.



Поисковики

На поле за кирпичным зданием старой колхозной водяной скважины обнаружили большой камень ледникового происхождения. Место, где именно проходит узкоколейка, точно не известно. Где-то в лесу. Около часа её искали. Ошибались, путали с ней пожарные рвы, пока, наконец, к ней не вывела старая тропа квадроциклов. Ура! Бодро двинулись по прекрасно сохранившейся насыпи. Песок такой плотный, что лопата не втыкается. Правда, кабанам это не мешало накопать в ней ям. Метров через 400 колея квадроциклов внезапно ушла влево. Оказалось, вот почему: дорогу промыла новая речка, не обозначенная ни на каких картах. В насыпи появилась яма глубиной метра три, с крутыми берегами. Но для пешей экспедиции это не было препятствием. Но за речкой начались попадаться деревья, поваленные ветром на дорогу. Сначала немного, потом как-то всё больше и больше. Поваленный лес лежал полосами, как будто прошёл смерч. Такие полосы встречались все чаще и чаще, заставная искать обход. Маршрутный компьютер фиксировал все наши петляния в виде небывалой вязи.



Ледниковый валун


Насыпь военно-полевой УЖД


Отсечка маршрутной точки


Линия УЖД в глухом лесу


Ямы, выкопанные кабанами


Начались ветровалы

Километра через три завал перестал быть полосой, а стал полем перепутанных, наваленных как попало стволов и веток. Мы сошли с узкоколейки и сразу же наткнулись на блиндаж и окопы. Было 11:06. Здесь нам нужно было сворачивать с узкоколейки и, как утверждала карта и старожилы, через небольшой лесок выйти на ниву, где раньше сеяли рожь. Вместо леска и нивы начались целые гектары поваленного леса. Очевидно, смерчи ходили здесь не раз и в разное время. Мы сами попали под мощный шквал, которого в других местах не было. Обходя завалы, мы проплутали очень много. Как выяснилось по карте, мы исходили былую пашню взад и вперёд. Но следа от неё не осталось. Все было покрыто хорошим лесом, возрастом лет 50-60-70, в настоящее время в беспорядке поваленным на землю. Самой земли под завалами не было видно совсем.



Некогда здесь была пашня

Налетали снежные заряды, нормальная метель, при которой небо темнело как вечером. Светового дня оставалось все меньше и меньше. Температура начала падать. Все мокрые вещи (т.е. почти всё, что у нас было: куртки, шапки, брюки, обувь, перчатки, шапки, рюкзаки) обледенели и стали колом.



Это - насыпь УЖД, почти неразличимая под зарослями

На этой ниве есть два больших холма, почти горы. Удалось добраться на вершину одного из них. Он очень высокий. С него было видно озеро Клопино в круглой чаше среди леса. Но чтобы дойти до него, остатка дня было мало. Нужно было принимать решение. Найдя место, боле-менее свободное от завалов, и наскоро перекусив, мы увидели, что время наше истекает, если мы хотим засветло добраться хотя бы до ровной тропы (не до деревни даже). Это было 13:38. В 14:00 кровь из носу надо поворачивать стопы домой. Перспектива провести ночь в мёртвом лесу, в мокрой одежде и обуви, среди нервных диких зверей, о которых нас предупреждали егеря, настойчиво пытаясь вручить ружьё с кучей патронов, нас не радовала. Из защитных средств от голодных медведей было лишь два баллончика с перцовым спреем. У нас в группе есть опытный охотник. От него был получен инструктаж, как вести себя с хищным зверем. Получив его, я понял - шансов выжить нет. Уповал только на то, что напарник помоложе, а значит повкуснее, а медведь, как опытный гурман, разберётся в качестве пищи. Чтобы уравнять шансы, было принято Соломоново решение: обрызгать друг друга перцовым газом, тогда мишка побрезгует и уйдёт восвояси, мы тоже. Но обошлось.



Короткий привал

В общем, пора было возвращаться. Порядок движения был такой: первый идёт Григорий с навигатором в руках и задаёт направление на узкоколейку. За ним Анатолий Прокопыч. Ломимся через завалы по прямой, чего бы это ни стоило, чтобы не потерять время и направление. Решение оказалось удачным. Отошли от места привала буквально 20 метров, как наткнулись на нечто, явно сотворенное руками человека. Это были фундаменты трёх строений, расположенных на одной линии. Постройки квадратные, небольших размеров. Самая большая 3х3 или 3,5х3,5 метра. Находятся они на первом из двух бугров. Впоследствии, подумав, мы вспомнили, что раньше эти земли принадлежали монастырю. Затем, в 50-60 гг. XX века, здесь была колхозная пашня. Строений в это время не было, кроме сенных сараев, которые были бОльших размеров и не имели фундаментов. Поэтому сделано предположение, что мы нашли остатки монастырских построек.



"Точка невозврата"
Но вернёмся в бурелом. В общем, мы лезли строго вперёд по прямой, не взирая. Это было верным решением, так как через полчаса невероятного штурма мы вышли в чистый дикий лес, по которому можно ходить по земле, не боясь сломать ноги или руки. Это была та же точка с окопами, где мы обедали в 11 часов. А сейчас было 14:57. Да, кстати. Когда выбрались из бурелома в лес, ноги вымокли и замёрзли настолько, что потеряли чувствительность. В сапогах хлюпало. И мы взяли и переобулись прямо на снегу, благо была смена обуви и сухие носки. Какой это кайф, быть с сухими и тёплыми ногами! Нам нужно было пройти километра два по узкоколейке через завалы до их окончания. Мы по-прежнему шли строго вперёд, лишь иногда делая обходы особо мощных завалов. Как-то, обойдя такой завал (железка шла по выемке, поэтому высота завала была метра четыре), Анатолий Прокопыч кричит: «Тут кроме нас ещё кто-то ходит! Совсем свежий след!» Неужели медведь? Нет, след человеческий. Мы его долго разглядывали. Он был совсем свежий, даже снежком не запорошен, хотя снежные заряды шли регулярно, как электрички. Стали разбираться, пошли по следу. Прошли метров пять, и что же? Вышли на свою же тропу, где мы 20 минут назад спускались с ж/д насыпи! Как такое могло быть, если шли мы всё время вперёд, держа завал (и железку) по правому плечу? Мы столкнулись с тем, что в народе называется «леший водит». Проверили по навигатору: точно, сделали петлю, выйдя точно туда, откуда начали. Но нас так не проведёшь. Перекрестившись и помолившись каждый про себя, мы снова пошли вперёд. И после этого никаких неожиданностей с нами уже не было.



За работой

Спустились уже хорошие густые сумерки. Через час с лишним после последнего завала мы вышли к речке, которая промыла насыпь и сделала большую яму. Фонарей не включали. Выпавший снежок, на наше счастье, выбелил путь, сделал землю светлее. Метров через 200 попрощались с узкоколейкой и по квадроцикловой тропе вышли из леса.



Сумерки

Как красиво Волговерховье ночью в свете фонарей! Электрические огни придали нам сил и ускорили шаг. Помешать не могли ни кочкастая почва, ни шквальный ледяной ветер. В 17:40 мы вернулись к той точке, с которой начали сегодняшний маршрут. Там нас ждал автомобиль. Мы включили в нём все печки, скинули тяжёлые рюкзаки, мокрые куртки, переодели последние сухие ботинки. Пока со скрипом и другими неприятными ощущениями оттаивали наши конечности, потрапезничали, чем Бог послал. Минут через 50, придя в себя и обретя силы ехать, двинулись в Слобода Сити. Через час мы были на базе, у жарко натопленного камина. Нас ждал горячий ужин и согревающая микстура, которая с спасла нас от простуд.



На базе

И в завершение. Полевые работы в этом году окончены, но впереди ещё много поисков в архивах, расспросов старожилов и подготовка к новому поисковому сезону.



Датировочные находки

Поиском убежища блаженного Тимофеюшки мы занимаемся три с половиной года. Началось с обрывка фразы, которую я услышал в разговоре двух священнослужителей. Начинали, можно сказать, с нуля. Сейчас накоплен большой материал об отшельнике. Всё время поступают новые подробности о его бытии. Выясняется: блаженный был широко известен в Новгородской губернии. Собственно, на её территории и находилась его землянка. А это значит, что зона поиска расширяется и нужно искать сведения в Новгородской обл. Выходить на церковные и властные структуры. Поездить по прилегающим деревням Новгородчины. В общем, целина непаханная. Здесь я рассчитываю на помощь группы. Не только в виде полезных советов, но и на практическую поддержку.



Ручные пометки на карте

Фото, Путешествия, Пено, Поиск

Previous post Next post
Up