В Архангельск новым путём

Jul 07, 2017 21:31


02-04 июля 2017 г. выдалась командировка в Архангельск, интересная своим маршрутом. Старт в Осташковском районе Тверской области, цель - Архангельск, финиш в Москве. "Туда" специально выбирал местные маленькие дороги, чтобы больше увидеть и разведать. Но встал сложный выбор. По карте путей много, но на деле дорога может быть плохой или вовсе не существовать. Доехать надо было в тот же день, поэтому ХД не должно быть много. Посоветовавшись с Алексеем Меньшениным, который хорошо знает те края решил:
Осташков - Кувшиново - Вышний Волочек - Бежецк - Красный Холм - Весьегонск - Устюжна - Белозерск - Вытегра - Пудож - Каргополь - Плесецк - Архангельск.
Из Архангельска в Москву кратчайшим путём по М8.

Маршрут получился крайне занимательный. Отличные шоссе сменялись лесовозными тропами, тропы сменялись ровным асфальтом, вдоль которых были и развалины старинных усадеб, и древние крепости, и современные музеи, и леса, и поля, и озёра, и понтонные мосты, и паромные переправы, и оживлённые посёлки отдыхающих, и заповедная глушь тайги, и тучи комаров, и не заходящее за горизонт северное солнце. Получилось 1722 км и почти сутки пути. Огромное количество интересных мест и достопримечательностей по пути, которые попали на плёнку фотокамеры. Несомненно, этот маршрут заслуживает бОльшего внимания.

На обратном пути зато остановился в Вологде в Спасо-Прилуцком монастыре, который много раз проезжал, но ни разу не заходил.

Схема маршрута:









Путевой фотоальбом: https://fotki.yandex.ru/users/medvedevgm/album/238477

А теперь подробнее, как это всё было.

Грех было не воспользоваться уникальной возможностью. 1-го июля я отвозил семью на Селигер, а 4-го надо было быть в Архангельске, куда я обычно езжу на машине. Проще всего было ехать по большим шоссе через Москву: Новая Рига М9 - МКАД - Ярославка М8. Ровные прямые дороги, самый короткий и быстрый путь. Но и самый скучный. Искать лёгкие пути - не наш стиль, поэтому и стали рождаться альтернативные варианты.



Дворик в Максатихе
Картам и автоматическим прокладчикам маршрутов в нашей стране верить нельзя: дорога, нарисованная на карте, может не существовать на местности или быть полностью непригодной для движения. Более безопасный вариант - держаться номерных трасс. Но это самое скучное дело и не самое быстрое движение. Номерные трассы, как правило, забиты грузовиками и не имеют полос для обгона. Поэтому на тихой местной дорожке можно сильно поднять свою среднюю скорость и создать запас времени. Но такие дорожки нужно знать. Значительный объём информации по дорогам Тверской области дал Алексей Меньшенин (М4), но и он не знал всех путей. Например, был вариант проезда через Демянск и Валдай, но я точно знаю, что на этом пути между Свапуще и Первомайским 20 километров очень плохой дороги. Был вариант проезда через Жданово по грейдерам на Фирово, как мы ездили на одном из Марафонов "1000 вёрст", или срезать путь из Максатихи через Пестово на Устюжну. Но сведений о состоянии этих дорог не было и я не стал эксперементировать, хотя ехал в одиночку и резерв времени у меня был. Зато точно было известно, что дорога Бежецк - Красный Холм - Весьегонск хорошая, и что за Белозерском через Шексну работает паром. Кроме Белозерска, мне советовали заехать в Вытегру, и я сам хотел проехать через космодром Мирный. Это были опорные точки маршрута, а связки между ними предстояло разведать. Ну и - по дороге, не зная заправок, старался почаще заправляться, чтобы не остаться с пустым баком.



"Фото КП" Марафона "1000 вёрст" в Бежецке
Дороги Тверской области (Осташков - Кувшиново - Есеновичи - Вышний Волочек - Максатиха - Бежецк - Красный Холм - Весьегонск) после зимы 2016/2017 годов, уничтожившей всякие остатки дорожного покрытия, были отремонтированы. В Осташкове асфальт переложен полностью. В других местах сделан ремонт участками, включая обочины. Убраны все заплатки, ямы и прочие неровности. Получилась вполне рабочая дорога. После того, что здесь было весной - просто идеальное состояние. С удалением от крупных центров количество автомобилей уменьшается и движение становится более свободным. Задержки могут быть только в населёнках, где традиционно плохой асфальт. По пути очень много разрушенных старинных усадеб и церквей. Правда, много церквей восстанавливается, но всё же сердце сжимается. Хозяева ставили свои дома в самых красивых местах, разбивали парки, насаживали деревья, создавали пруды. А теперь это пустыри.



Развалины усадьбы, Красный Холм.
Дорога между Весьегонском и Утюжной (55 км) оказалась "нарисованной". Песчаная подушка, порядком размытая, имелась, а асфальт забыли положить. Местные наездили боле-менее ровные колеи, так что километров 30-40 в час можно было держать.



Дорога Весьегонск - Устюжна
После Устюжны вы выходите на номерную трассу А-114, полную грузовиков и радаров. Да, не трясет, но нет свободы, не разогнаться и неудержимо тянет спать.

Отрезок до Белозерска - обычное районное шоссе, довольно оживлённое. В Белозерске останавливался посмотреть крепость и остался доволен: пространство очень ухоженное, много памятников, красивый вид на Белое озеро. За Белозерском шоссе (15 км) грунтовое, но не сильно разбитое. Зато вы переезжаете Белозерский канал по понтонному мосту, а реку Шексна - на пароме (бесплатно, с 8:00 до 20:00, каждый час). От переправы до Липина Бора идет свежий грейдер (20 км) - ух какой! Напоминает Бологое времён Клубного ралли: прямые участки соединены ровными поворотами, а иногда встречаются трамплины через мостики. Можно смело ехать 90 и даже 120 км/ч и прыгать в своё удовольствие.



Белозерская крепость


На пароме через Шексну
От Липина Бора идёт номерная трасса А-119 Вологда - Медвежьегорск, просто чудесная. Машин мало. Населёнок почти нет. Асфальт идеальный. Везде новое ограждение, разметка, знаки, светоотражатели. Радаров нет. Был участок ремонта 30 км не доезжая Вытергы - на дистанции 150 км не чувствуется.



Река Вытегра
Вытегра - очень красивый город, с мостами через реки и каналы. Можно сходить в краеведческий музей и в музей подводной лодки Б-440 (к сожалению, они закрылись раньше, чем я до них доехал). Хороший повод сделать перерыв в пути.



ДПЛ Б-440
Дальше я решил ехать аж через Карелию - Пудож и Каргополь. Трасса А-119 до Пудожа так же хороша, как и прежде. От Пудожа в сторону Каргополя идёт прекрасное шоссе, прямое как стрела: идеальный асфальт, ровный даже на мостах и в деревнях, ограждение, даже самые незначительные подмывы полотна обставлены знаками - видны издалека и на скорость не влияют. В карельских городках и деревнях было полным полно молодёжи и детей - каникулы. По причине жаркой погоды так же было очень много насекомых, от которых требовалось часто отчищать лобовое стекло и фары. Была уже ночь, но июльская и северная, то есть слегка потемнело - и только. В эту поездку солнце для меня зашло за горизонт всего на полтора часа (я двигался в северном направлении).



Карелия!
Но эта лафа закончилась через 85 км, на границе Архангельской области. Причем закончилась и лафа, и дорога: следующие 70 км до Каргополя шла жуткая лесовозная тропа через такие глухие места, что не забывайте брать с собой продуктовый НЗ, топливо, репеллены и фальшфееры от медведей. Но виды иногда такие красивые!..



Лекшмозеро
От Каргополя до Плесеца (170 км) идет очень хорошее шоссе через красивые ополья и могучие северные реки. На заглавном фото - река Онега. До Архангельска рукой подать, но есть грунтовые участки. У посёлка Брин-Наволок попадаете на федеральную трассу М-8 и через 130 км вы в Архангельске.



Космос рядом
В Архангельске наконец добрался до набережной Северной Двины и теперь хочу попасть в Северный Морской музей. А на обратном пути в Спасо-Прилуцком монастыре Вологды обратил внимание на конструкцию стен. По-моему, только на Руси православные монастыри строились как крепости для сражений не только духовных, но и боевых. В каждой городне стены сделан "подошвенный бой" для пушек, бойцы на стенах защищены зубцами (мерлонами) с деревянной крышей. У каждого бойца есть бойница, направленная к подошве стены (для защиты от штурмующих стену), через которую можно действовать любым средством. Между мерлонами высокие амбразуры для стрельбы по удалённым целям. А уже у каждого бойца есть маленькая амбразура прямого боя, расположенная чуть правее оси симметрии. Сначала я решил, что это недостаток постройки, но увидев однообразное расположение всех амбразур понял, что это бойница для стрельбы "вогненным боем" - из пищалей или мушкетов, которые берутся на правое плечо.



Памятник сельскому аполлону на хз каком километре М8



Стена монастыря

Пено, Плесецк, Вытегра, Вышний Волочек, Вологда, Автомобили, Путешествия, Белозерск, Архангельск

Previous post Next post
Up