08 - 10 февраля 2015 г. удалось съездить на машине в командировку в Ростов-на-Дону. Дела касались не только самой южной столицы, но и ближайших окресностей, благодаря чему побывал в ст. Родионово-Несветайской и в г. Азове.
На этот раз решил взять с собой фотоаппарат и побольше фотографировать, потому что в нашей стране даже в самых нетуристических местах можно увидеть очень интересные, красивые и необычные достопримечательности.
Далее рассказ пойдёт:
- о трассе М4,
- о Ростове-на-Дону, Родионово-Несветайской, Азове и др.,
- о Великой Степи,
- о погодных явлениях,
- о прелестях автокомандировок.
Картинки кликабельны.
Общая протяжённость маршрута составила 2526 км (26,7 часов в движении).
Почему мне так нравится ездить в командировке на своей машине? Наверно потому, что люблю путешествовать. Машина даёт мне чувство свободы, словно я на мостике космического корабля и могу направить его в любую точку Вселенной. Потому пользуюсь возможностью легально попутешествовать в рабочее время. Помимо этого, независимость от расписания регулярного транспорта расширяет деловые возможности - можно менять маршрут, расписание и в результате сделать больше. Езжу я быстрее поезда. Поездка обходится дешевле, чем билет на самолёт.
Поскольку в Ростове нужно было быть в понедельник утром, на дорогу было отведено воскресение. Выезд не слишком рано, чтобы поспать, но и не слишком поздно, чтобы не слишком поздно приехать. На дорогу заложил 12 часов, хотя реально в движении находился 10, а с остановками - 11. При выезде из Москвы было около ноля, без осадков, но такой сильный юго-западный ветер, что при вождении проиходилось всегда брать поправку на него. Редкий случай для автомобилей. Это больше характерно для морских судов. Второй темой этой дороги была грязь - липкая, противная, ровным слоем покрывавшая всю дорогу на всём её протяжении и нещадно летевшая из-под колёс. Причём неважно, автомагистрать это, региональное шоссе или городская улица.
Остановка на АЗС в Тульской области.
М4 - шикарный скоростной автобан. Для легковушек почти везде разрешено 110, а местами - 130 км/ч. По две полосы в каждую сторону, оборудование трассы, инфраструктура, службы безопасности. Между Москвой и Воронежом расположено 6 платных участков (стоимость примерно рубль за километр). Нам, выросшим на советских "направлениях", радующихся, когда нет хотя бы больших дыр на дороге, верениц еле ползущих грузовиков и зорких блюстителей, следящих, чтобы эти грузовики никто не обгонял, современная М4, конечно, как праздник. Только кажется, что сегодня такими должны быть все дороги, ведущие в большие города. Однополосные дороги должны остаться только там, где почти нет автомобильного движения. А основные "номерные" магистрали должны быть минимум трёхполосными в каждом направлении, с разделительным ограждением, защищающим от встречного света фар, и с разрешённым лимитом скорости 150 км/ч. Может, наши дети доживут до такого.
1-е фото: обед в кафешке для дальнобойщиков в Лосево (Воронежская обл.).
2-е фото: колокольня разрушенного храма Митрофана Воронежского в Лосево.
Придорожная торговля в "населёнках" и на трассе.
В Ростове в вечер прибытия было сухо и чисто. Местные щеголяли вымытыми машинами. Но ночью погода испортилась, надвинулся туман и полил дождь со снегом.
Знаменитый символ Ростова-на-Дону.
Ночная непогода.
Утром в городе пробки. В наше время любой мало-мальски уважающий себя населённый пункт обязательно имеет автомобильные пробки. Только это не мода, это наша бедность. Дороги и улицы строились еще во времена СССР, только машин с тех пор стало на два порядка больше, а денег на постройку новых дорог, развязок и парковок нет.
Ростов-на-Дону почему-то напоминает мне Пекин. Наверно тем, что в центральной части он очень современный, модерновый и имеет многоуровневые улицы, мосты и путепроводы, протянутые между крутых холмов, между небоскрёбами, над крышами домов.
Однако стоит только покинуть прибрежные обрывы на берегу Дона, попадаешь в совершенно плоскую бескрайнюю степь. Совсем иной ландшафт, чем
неделю назад в Белгородской области. Широчайшие просторы. Часто встречаются в ровном поле круглые курганы, одинаковой формы и размеров. Интересно, кто и когда их насыпал? Что скрывается под ними? Только по долинам крупных рек (Тузлов, Несветай) встречаются крутые склоны берегов. На них сохранились остатки противотанковых рвов, отрытых жителями Ростова в годы Великой Отечественной Войны. Вообще памятников Войны очень много.
Дорога и ферма в южной степи.
Древние курганы.
Мемориал героической атрбатарее Оганяна и Вавилова "
Артиллерийский курган".
Высота называется Бербер-Оба.
В Ростове есть улица Оганяна и Вавилова.
1-е фото:
Армянская церковь Сурб Карапет (Св. Крестителя) (п. Несветай). Разрушена гитлеровцами в 1942-ом. Сохранились остатки фресок.
2-е фото: стелла-памятник в ст. Родионово-Несветайской.
Родионово-Несветайская - небольшой посёлок, аккуратный, но бедный. Зато много зелени, на живых изгородях висят ягоды, в туях угукают горлицы, на полях грачи. Здесь нашлось два интересных памятника. Один, расположенный рядом со стеллой - камень в память ликвидаторам аварии на Чернобольской АЭС. Второй - памятник танкистам Войны, но на постамент установлен достаточно редкий тяжёлый танк прорыва ИС-3. Он не использовался в боевых действиях в годы Войны, но принимал участие в параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года и применялся во многих послевоенных конфликтах.
1-е фото: улица Мичурина.
2-е фото: Пушкинская улица.
1-е фото: районная администрация.
2-е фото: воробьи на живой изгороди.
1-е фото:памятник участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
2-е фото: памятник героям танкистам - победителям.
Так получилось, что оба путешествия по Белгородской и по Ростовской области проходили в непосредственной близости от границы с Украиной. Помню своё удивление, впервые пересекая эту линию разграничения еще в начале 2000-х. Как можно было возвести такую преграду прямо посреди полей и деревенек, которые ничем не отличаются друг от друга ни по одну, ни по другую сторону этой условной линии? На российской территории до сих пор стоят дорожные указатели на населённые пункты, оказавшиеся на сопредельной территории. Теперь их названия знает весь мир: Донецк, Луганск, Иловайск, Дебальцево, Горловка... Горько было понимать, что "там" по таким же полям, дорогам и аккуратным деревенькам бьют тяжёлые снаряды и ракеты.
Возвращаясь в Ростов, проезжал по улицам Оганова и Вавилова, названных в честь тех самых артиллеристов, оборонявших город в 1942-м. На улице Оганова расположено много воинских частей. На территории одной из них стоит очень редкий памятник: БМ-13 "Катюша" на базе советского трёхосного грузовика ЗИС-6 (а не позднейших ЗИЛов, как обычно бывает). Там же находится ГАЗ-69А, военная модификация легендарного "газика". Напротив - целое кладбище военных грузовиков (штабных ЗИЛ-131). К сожалению, сфотографировать не было возможности, но эти машины можно увидеть на панораме "Яндекс.Карты".
Картинку лучше увеличить. Красная стрелка - БМ-13. Синяя стрелка - ГАЗ-69А.
Следующим был город Азов. Самое интересное, что дороги, спускаясь с круч Ростовских холмов и пересекая Дон, выходят на огромное болото, которое представляет собой донская пойма. Все дороги (красивые, современные, многочисленные) построены прямо на этом болоте, на сваях. Строится еще один скоростной участок М4 в обход населённых пунктов.
Это красивый, уютный, небольшой и очень чистый город. Много старинных зданий, много парков и скверов, много уличной архитектуры. В Азове, конечно, больше всего хотел посмотреть место старой турецкой крепости. Но нашлось еще много интересного. Например, памятник жителям города, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной Войн, установленный на месте бывшего кладбища; памятник лётчикам, защищавшим город в Войну; памятник донским казакам - участникам "азовского осадного сидения" 1637 - 1641 годов и многое другое. Видно, что жители города бережно хранят свою память.
1-е фото: стелла на въезде в Азов.
2-е фото: памятник жителям города, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной Войн.
Памятник морякам - героям Войны.
Азовский морской порт и судоремонтный завод.
Река Дон и речное такси.
Захоронение
Г.А. Мирошниченко, писателя.
Центр города: Церковь Иконы Божией Матери Азовская, сквер морского порта, место установки будущего памятника донским казакам, героям азовского сидения 1641 года.
Валы старой турецкой крепости, реконструированные для туристов.
Памятник казакам, взявшим крепость Азов (Азак).
Однако в небольших посёлках вдоль дороги люди живут достаточно бедно. Мокрый снег развёл грязь. От этого аккуратные домики, садики и рынки стали выглядеть ещё беднее. Да, торговля здесь больше на рынках, в ларьках и палатках, чем в магазинах и супермаркетах.
Улица обычного посёлка.
Обратный путь домой получился интересным с точки зрения наблюдения за погодой. Как и
в прошлый раз, границы разных погодных условий были столь резкими, словно их провели по линейке. Мне показалось, что погодные границы совпадают с ландшафтными границами, когда, например, ровная и плоская степь переходит в овражистую лесостепь, отделённую от степи рекой.
В Ростове было не слишком мокро и грязно, но через 100 км дождь со снегом сгустился до мокрого снега, а на дороге оказался толстый слой мокрой липкой грязи, летевшей из-под колёс кусками, а не только брызгами. Ехать он не мешал (не как
в прошлый раз). Сильный юго-западный ветер не стихал и по прежнему требовал учёта при вождении. Так тянулось от Ростова до Верхнего Мамона (где снова пересекаем Дон). За Верхним Мамоном многополосное шоссе всё ещё строится и движение только по одной полосе в каждую сторону. Отсюда и до Лосева (до реки Битюг) осадков не было, а температура резко упала с 0 до -15. На дороге был сплошной "чёрный лёд", когда асфальт кажется чистым и немного влажным, а на самом деле покрыт самым предательским льдом, незаметным неопытному глазу. Он требовал очень осторожного обращения с газом и тормозом, чтобы не потерять машину. А в Лосево тучи резко закончились и дальше до Москвы было абсолютно ясно, солнечно и морозно.
1-е фото: М4 в Воронежской области, чёрный лёд.
2-е фото: жидкая грязь из Ростовской области замёрзла в лёд в Воронежской.
Река Битюг - граница непогоды и ясного неба. Отсюда до Москвы - солнечно и морозно.
Upd. 26.02.2015: В эти дни снова побывал в п. Несветай - специально посмотреть на противотанковый ров и разрушенную армянскую церковь Сурб Карапет (Св. Крестителя). Вот эти фотографии:
У посёлка Миллерово на трассе М4 "Дон": памятник на фоне наступающего атмосферного фронта.
Остатки противотанкового рва по берегу реки Тузлов. Один из рубежей обороны Ростова-на-Дону в 1942-м.
Два древних кургана над долиной реки Тузлов. В этих местах все такие курганы расположены на самых высоких точках вдоль долин больших рек.
Церковь Сурб Карапет над степными просторами.
Северный фасад храма. Видны следы полупортиков над входами.
Остатки купола. Видна кладка свода и остатки декоративного обрамления.
Верхний ярус колокольни. Сохранилась деревянная балка перекрытия.
Украшения окон.
Свод купола.
Остатки фрески "Крещение".
Алтарная часть.
Вид на донские степи через разрушенные проёмы.
Неизвестный круглый камень у входа в храм.
Колокольня.
Анфилада храма с запада на восток.
Ростов-на-Дону, памятник над проспектом Стачки.
Upd. 16.03.2015: 12 и 13 марта (уже совсем весна!) побывал в Таганроге и его ближайших окрестностях. Вот эти фотографии:
Мемориал Славы на Самбекских высотах.
Павловская крепость (
вид из космоса). Построена Петром I в 1697 г. Вобановская планировка.
Взлёт транспортного ИЛ-76 в сопровождении двух истребителей с Таганрогского аэродрома.
Памятник Петру I в Таганроге. Пушки похожи на настоящие.
Сквер Петра I.
Морской порт ЗАО "Приазовье". Дымы на горизонте - это не пароходы прошлого, а жгут траву в степях под Ростовым.
17 участок гидрографической службы. Таганрогский маяк. Основан в 1878 г.
Набережная реки Дон в Ростове. Интересные корабли. Плавпричал ростовской детской флотилии.
Учебно-тренировочное судно УТС-519 (бывший
тральщик Т-820, см. стр. 6).
Памятники на набережной:
Адмиралу Ушакову.
Пограничникам всех поколений.
Рак.
Донским рыбакам - от балтийских рыбаков.
Механическое сердце. Брусчатку клали немецкие военнопленные.
Старый казак.
Юный казак.
Upd. 19.03.2015: Из этих поездок я каждый раз привозил домой много гостинцев. В основном это были обычные продукты с рынка, но обязательно с местным колоритом: ростовская картошка, морковка, козинаки, печенье и сгущёнка, вяленая и соленая донская и азовская рыба, воронежское сливочное масло в брусках, липецкий хлеб, армянская чурчхела, домбайские сушёные травы и прочие полезные вкусности. В Москве такого набора продуктов не купишь (со сменой мэра все рынки ликвидировали, остались одни супермаркеты), всё очень вкусно и дёшево. Это не только для нашей семьи, но и для родственников, друзей и даже коллег по работе. Так, моя бабушка (91 год) с этими гостинцами совсем перестала ходить по магазинам, а когда попробовала ростовскую картошку, то без сожаления выкинула магазинную вон.