Будущее образование

Dec 15, 2012 15:36

Статья будет переосмысляться, дополняться и редактироваться. Критика приветствуется

Введение

В процессе формирования, на ребенка влияют многие факторы, объекты и субъекты, из которых можно было бы выделить:

- Семья(родители и в меньшей степени - родственники) - формирует набор базовых качеств притяжением/отталкиванием, торможением/активацией и т.п. Это своего рода "Я" следующего уровня.
- Окружение - внешние субъекты, чаще всего сверстники, позволяющие воспринимать действительность более объективно, вне "парниковой" среды. Это "не Я" - следующего уровня.
- Система образования - передача накопленных обобщенных человеческих знаний, ограниченная и смещенная как из-за необходимости сжатости, так и под влиянием внешних и внутрених сил (введение обязательности тех или иных предметов, регулирование отведенного времени, содержания и формы подачи материала).

Также не стоит забывать еще о масс-медиа, маркетинге и "виртуальных" субъектах/объектах влияния, формирующихся всеми этими элементами в голове у ребенка - общества и его норм, правильного поведения мальчиков и девочек, жизненных установок и т.п.

Всё это - представители своеобразной "внешней гормональной системы", под влиянием которой растет ребенок (в чем-то можно уловить их сходство с аттракторами/дистракторами или дендритами нейронов).

Система образования особо выделяется в этом списке, как искуственный способ направленного формирования знаний и качеств обучаемых.

В идеале, образование должно помогать нам адаптироваться в мире, жить в нем, понять себя и окружающее.
Оно не должно описывать результаты, а должно помогать ученикам самим прийти к ним, развить в них активное, а не пассивное начало.
Обучение также не должно опираться на абстрактные понятия и образы, оно должно идти через практическое взаимодействие с реальным миром, демонстрировать примеры практического применения знаний. Вместе с тем, система образования должна обладать качеством сбалансированного "социального лифта", в котором более успешным ученикам предоставляется больше возможностей в образовании, иной их уровень и дисперсия от среднестатических знаний, а также вознаграждения.

Текущая ситуация

Текущая система предполагает для занятия академический час, в течение которого большая часть отведена устно/визуальной подаче материала, и меньшая часть - ответам на вопросы нескольких выбранных (где критерии?) учеников из 15-20 по теме прошлого занятия. Ограниченное число курсов отведено практике, в которой ученики лишь проходят поэтапно уже известные процессы, что можно сделать даже без знания материала. Кроме того, система универсальна и не обладает гибкостью для разных учеников, смешивая в классе слабых и сильных учеников, что мешает и тем и другим (не используя преимущества финской системы образования для смешанных классов). Уровень знаний и моральных качеств учителей, допущенных к образованию сильно варьируется.
Таким образом КПД сегодняшнего образования весьма низок и более того, оно может тормозить развитие обучаемых.

Будущее образование

Платность
Разнообразие форм - государственное образование (с существующей налоговой базой), независимые системы образования (собственный фонд отчислений всей системы или групп учителей с учетом их рейтинга), частные группы учителей/учителя.
- В бесплатных системах, труд учителя оплачивается или из налогов или из фонда независимой системы образования/группы учителей/учителя (инвесторы, благотворительность) или частными вознаграждениями (donations). В отличие от них, платные системы отличаются лишь обязательностью вносимых сумм за обучение.
- "Школа" все больше становится организацией-посредником для учителей (взаимодействующей с банками, предоставляющей классы и материалы в аренду), а "Учитель" - самостоятельным субъектом.

Дисциплины
- Предполагается модульная система - ученики и их родители сами набирают набор курсов. Также должна существовать подборка оптимальных модулей для различных направлений развития, включающая базовый модуль общих стартовых дисциплин.
- Каждый курс обладает необходимыми и опциональными зависимостями от других курсов, также открывая возможность для определенной деятельности (например, для преподавательской деятельности необходимо пройти специальный курс, зависящий от своего набора необходимых курсов).
- Обязательными должны стать предметы, помогающие самоопределению ученика, пониманию его внутреннего мира и месте в жизни. Они должны включать различные тренинги аналогичные тренингам личного роста, актерского мастерства и прочее.

Период обучения
Критерий остановки/продолжения обучения выбирает сам ученик, т.о. образование не прерывается а мягко переходит от школьного к институтскому и дальше до получения степеней (модули образования добираются к завершению текущих, например завершение курса "mathematics elementary" позволяет взять курс "mathematics advanced", а для начала преподавательской деятельности - необходимо обязательно пройти соответствующий модуль).

Распределение учеников
- Ученики делятся на группы - слабые и сильные (возможно дробление на большее число). Распределение проходит на базе продуманных тестов при приеме на обучение. Ученики из слабой группы могут переходить в сильную при достижении успехов в процессе обучения и повторном тесте. Соответственно, темп обучения - зависит от уровня обучаемых.
- Количество обучаемых на одного учителя зависит от уровня группы учеников и может быть от 15-20, в группах со слабым уровнем до 5-3 для сильных групп. Меньшее число обучаемых позволяет повысить концентрацию в процессе обучения, проработку материала для каждого ученика, а также общее взаимодействие учитель-ученик.

Формат обучения
- Обучение должно проводится с реальными предметами/средой обучения и полностью использовать практические применения знаний учениками таким образом, чтобы они приходили к результатам, необходимом на данном занятии.
- Обучение должно включать мотивационные элементы, как любая современная рабочая деятельность. Например, рациональное предложение об обучении, результаты которого принимаются на исполнение советом школы - может оплачиваться ученику возвратом части средств из необходимой оплаты обучения, позволяя таким образом снизить стоимость его обучения.
- Оценки результатов выполненных учениками работ на каждом занятии не должны привязываться непосредственно к цифрам. Например, оценками может быть следующий набор: "никак", "плохо", "хорошо", "отлично", что может соответствовать нормализованным к единице процентам: 0.0, 0.25, 0.75, 1.
- На каждом занятии ученик имеет право оценивать работу преподавателя, ставя ему оценку аналогичную ученикам. Это создает возможность проводить рейтинг учителей, а также по результатам дать представление о совместимости учитель/ученик с возможностью смены учителя. Однако рейтинг должен соотноситься с достигнутыми оценками учеников, чтобы их субъективное мнение не смешивалась с объективными результатами обучения.
- Время обучения, учитывая биоритмы и прочие обстоятельства, может делиться на дневные сегменты. Например, для "жаворонков" и "сов", исходя из данных тестирования, заполненных анкет и голосования при приеме на обучение.

Квалификация учителей
Учителя должны проходить тестирование на соответствие при приеме на работу, по результатам которого также должна оцениваться возможность обучения более сильных групп учеников.

Вопросы/Ответы

- Почему полностью не перейти на домашнее обучение или обучение родителями?

Уровни дисциплины и собственной образованности родителей, да и вообще желание заниматься детьми - в большинстве случаев не позволяет надеяться на успешность такого варианта. Кроме того, находясь в "парниковом" окружении ребенок ожидает послаблений и родителям придется играть роль плохого/хорошего полицейского, что может некорректно воздействовать на психическое состояние ребенка. Обучение с репетитором - также не дает полного вовлечения, т.к. у ребенка не происходит полного пространственно-психологического разделения места, где он развлекается и места, где нет ничего домашнего и он может расчитывать только на себя, без надежд на помощь близких (кроме прочего - это быстрее привьет ребенку самостоятельность).
Однако есть и обратная сторона - "отбирая" ребенка от родителей в искусственную среду, там происходит формовка его под существующую или нужную систему, на что родители повлиять не в силах, доверительно полагаясь на собственный опыт и установленные нормы образования.

- Разве разделение классов на а,б,в и т.д. не соответствует разделению по уровням?

Изначально, полагаю, так это и задумывалось. Однако в реальности, уровень даваемых знаний, количество учащихся, формат обучения в классических школах - существенно не отличается (но не исключаю, что аналоги в альтернативных системах образования - существуют).

образование, riseage

Previous post Next post
Up