Правительство готовит законопроект (2007г.) , согласно которому нефтяные и газовые сверхдоходы средства Стабилизационного фонда (правда, с января он меняет структуру, о чем ниже) - могут быть переданы для частичного размещения в российских банках с государственным участием. При этом более 70 миллиардов долларов может получить Сбербанк, который сейчас должен возглавить бывший министр экономического развития и торговли Герман Греф. В этом случае Стабфонд - а сегодня он хранится в иностранной валюте и зарубежных ценных бумагах может частично "вернуться на Родину".
Подготовку такого проекта в правительстве начали еще тогда, когда Греф был министром. Но лишь сейчас документ находится в состоянии готовности и в ближайшее время может начать реализовываться. Если это произойдет - последствия могут быть достаточно существенными.
Вкупе с общим принципом складывания в "кубышку" сверхдоходов от продажи российской нефти именно факт размещения Стабфонда в ценных бумагах за границей неизменно вызывал шквал критики: а почему там? Почему не разместить эти средства в российских банках? Потому что Минфин в лице вице-премьера и министра Алексея Кудрина считает, что там сохраннее будет? И что российскую "заначку" надо держать подальше от российского народа?
Недавно Минфин заявил, что доходность вложения средств Стабфонда составила 10,23% годовых в долларах США. То есть деньгами Минфин управляет успешно и делиться этой функцией ни с кем не собирается. Ведь указанный процент превышает ставки рефинансирования и США, и еврозоны. Вот только процент этот - от лукавого. Ларчик открывается просто: деньги в Стабфонд зачисляются в рублях, а на валютных счетах Минфина в Центробанке 45% Стабфонда пересчитываются в доллары США, 45% - в евро и 10% - в британские фунты стерлингов. А поскольку и рубль, и фунт, и евро укрепляются по отношению к доллару (за этот год евро укрепился на 9-10%, а фунт - на 11%), то большая часть доходности вложений именно за счет этого и достигается. Пересчитали бы в рублях получили бы в несколько раз меньшую доходность...
Безопасность и развитие
С будущего года, впрочем, Стабфонд фактически разделится на два фонда, аккумулирующие доходы от полезных ископаемых: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния . Первый должен стать "подушкой безопасности" для национальной экономики, второй обеспечит направление доходов от нефтегазового сектора на решение задачи диверсификации экономики. Все доходы от нефти и газа, за исключением нефтегазового трансферта, будут направляться в эти фонды. А именно поступления от налога на добычу нефти, природного газа и газового конденсата из всех видов месторождений углеводород ною сырья, поступления от вывозных таможенных пошлин на сырую нефть, природный газ и на товары, выработанные из нефти.
Резервный фонд должен поддерживаться на уровне 10% ВВП, а в Фонд национального благосостояния будут зачисляться все деньги, накопленные сверх отметки 10% ВВП. Ориентировочно в 2008 году Резервный фонд составит 3,07 трлн рублей, Фонд национального благосостояния - 470,7 млрд рублей. При этом, как записано в законе, средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте: в долговые обязательства иностранных государств и иностранных государственных агентств; в долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг; в депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.
Позиция "скупого рыцаря"
Теперь непосредственно о проектах, которые готовит правительство. Наиболее радикальный вариант предусматривает возможность размещения в России до половины объема Стабфонда, то есть более 70 миллиардов долларов. На первоначальном этапе возможно привлечение и меньшего объема средств. Но, как уже отмечают эксперты, проект размещения нефтяных сверхдоходов в Сбербанке может стать чрезвычайно популярным у населения страны, особенно в преддверии выборов.
Все просто: стоит лишь государству предложить населению за счет этих средств ипотечные кредиты по низким ставкам (а то и беспроцентные) или аналогичное кредитование малого бизнеса, как все разговоры о ненужности Стабфонда быстро стихнут. И одновременно начнет развиваться жилищный рынок - если ставки по ипотечным кредитам снизятся хотя бы до "инфляционного уровня", их объемы возрастут не менее чем в полтора раза.
Сегодня, правда, средства Стабфонда все равно используются для перечисления в уставные капиталы учреждаемых правительством государственных корпораций. Что представляется опасным сразу с двух позиций: во-первых, такой способ траты уж точно может увеличить инфляцию, а во-вторых, сам процесс создания госкорпораций чреват монополизацией экономического пространства и возникновением недобросовестной конкуренции, ведь госкорпорациям очевидно создают необоснованные преимущества...
Надо ли держать Стабфонд в "кубышке"? Споры на сей счет идут с момента создания Стабфонда, и пока никто никого не убедил.
Минфин в лице Алексея Кудрина неизменно занимает позицию "скупого рыцаря": тратить нельзя! Другие правительственные экономисты уверяют, что этот "неприкосновенный запас" нужен для того, чтобы "в условиях благоприятной для России мировой конъюнктуры оставаться наиболее эффективным антиинфляционным инструментом, "подушкой безопасности" на менее благоприятный период".