Четверть века назад имя школьного учителя из Донецка Виктора Шаталова гремело на всю страну. Его воспитанники заканчивали школьный курс десятилетки в 9-м классе, и даже в 8-м и 7-м. Все без исключений поступали в вузы. Уникальная методика привлекала внимание и педагогов, и родителей, и учеников. Шаталов руководил экспериментальной педагогической лабораторией в Донецке, которую финансировала Академия педагогических наук СССР. Сегодня методику Шаталова возрождают его московские последователи.
Методика стала популярной во многих странах мира. Например, в Китае ее с успехом применяют не только в школе, но и в профессиональных и военных училищах. Шаталов актуализировал и развил установленные наукой закономерности, которые ранее не были востребованы педагогикой. На педагогическую тему Шаталовым написано более 20 книг, многие из них переведены на разные языки мира.
В.Ф. Шаталов разработал в своей
методической системе 7 принципов, часть из которых он творчески заимствовал у
Л.В. Занкова.
- Обучение на высоком уровне сложности.
- Бесконфликтность.
- Быстрое движение вперед.
- Открытые перспективы.
- Сверхмногократное повторение.
- Ведущая роль теоретических знаний.
- Гласность.
Система В.Ф. Шаталова включает в себя 6 элементов: организацию сверхмногократного повторения, инспекцию
знаний, систему оценки знаний,
методику решения задач,
опорные конспекты, спортивную работу с детьми. Хотя большинство педагогов ассоциирует систему Шаталова именно с опорными конспектами, сам педагог в своей системе отводил им последнее место».
Дополнительные ссылки, ниже
esdek.narod.ru/8/shatalov1.htm В поисковике:
опорные сигналы по Шаталову В.Ф.