Гардемарины

Mar 11, 2013 23:39


Софья, Гена, Вася, Алешка?...
команда КВН "Пятигорск"

Расставашки - всегда печалька.
Сократик



Сразу хочу заявить, что все три фильма Дружининой я нежно люблю, еще с детских лет. В первом классе мама издевательски предлагала мне в качестве подарка на день рождения, портрет Харатьяна маслом в золотой раме, т.к. я была насмерть влюблена в Алешу Корсака (в качестве компромисса мне был подарен набор открыток с Андреем Мироновым). В третьем классе я попала в кино на официальную премьеру "Гардемарины-3", куда (представьте себе!) приехали Дружинина, Харатьян и Мамаев. Харатьян играл на рояле и пел, Мамаев играл на гитаре и пел (лучше бы не пел), я даже песню запомнила...что-там..."...настоящие мужчины, настоящие мужчины в секунданты выбирааааааааааюююююют чеееееееесть!" (а сколько лет прошло!). В 18 лет мы с подружкой, купив на предпоследние деньги первую выпущенную аудиокассету с песнями из "Гардемаринов", часами прослушивали "Разлуку", пытаясь разобрать зубодробительные тексты Юрия Ряшенцева. С тех пор кстати, у нас в ходу поговорка, что, мол, если песня совсем непонятная, ее явно Юрий Ряшенцев написал. И вот теперь, просмотрев любимые фильмы уже, наверное, раз сто, не могу не обратить внимания на некоторые детали (собранные со всего интернета + мои скрины и заметки):

*-* Никто не спорит, что на протяжении фильма облик героев может меняться. Гардемарины же увлеклись сменой имиджа настолько, что ухитрялись менять прически даже в середине одной и той же сцены. Во время "Песни о дружбе" в самом начале фильма Саша Белов появляется с разными укладками, а Алеша Корсак - то с короткими, то с более длинными волосами. По одной из версий, это случилось потому что, Жигунов на тот момент служил в армии, где был, соответственно, обрит. Чтобы не лишиться «последнего русского», его пристроили служить в «киношный» кавалерийский полк - единственную воинскую часть в стране, откуда бойца можно выписать на съемки в любое время. Ну а т.к. эту сцену снимали частями и в разное время - поэтому и парики разные.






Кстати, в этом же кадре у Корсака на мгновение исчезает его "роковая тайна" - знаменитая мушка.


*-* Гардемарины умеют мгновенно менять не только прически, но и одежду. Во время "Песни о дружбе" они вскакивают на лошадей и трогаются с места в коричневой форме...


а через секунду уже скачут по полю в плащах и шляпах.


*-* Алеша читает висящий на стене список курсантов на получение стипендии. Позже в зале для фехтования он говорит Саше: "Меня опять нет в списках". На самом деле на листе написан обычный текст, состоящий из предложений, а вовсе не перечень фамилий.


*-* Оказывается, вовсе не острая шпага Корсака сдернула парик с головы штык-юнкера Котова. Провернуть эту нехитрую операцию помогла тоненькая ниточка, прикрепленная к парику. Что же дальше?


Парик сдернут, и мы видим лысую голову берейтора. Но накладка, прикрывающая собственные волосы актера, сильно отличается от цвета его кожи.


*-* Но и на этом история с Котовым не заканчивается. Обалдевший от наглости Корсака, Котов дает курсанту пощечину. А в ответ получает удар кулаком, причем бьет Алеша с правой руки - а следовательно, попадает в левую щеку штык-юнкера (бить правой рукой в правую щеку просто не сподручно, можно промазать). Когда же оскорбленный учитель приходит к директору Навигацкой школы искать управу на неугодного курсанта, фингал у него - на правой щеке! Мало того, он заклеен лейкопластырем, которого в XVIII веке еще не существовало! (Согласно энциклопедическим источникам, в 1882 году немец Пауль Карл Бойерсдорф нанес на кусочек льняной тряпочки природный каучук, сосновую смолу и окись цинка - так был изобретен лейкопластырь.)


Вечером того же дня Котов с драгунами приходит в театр арестовывать Алешу. Видно, от сладкого предвкушения скорой расправы над Корсаком, фингал у Котова ... благополучно испаряется!


*-* В сцене прощания Анастасии Ягужинской с Россией (около домика), когда останавливается карета, в отражении дверцы видно всю съёмочную группу и даже тележку с камерой.



*-* В самом конце фильма, когда гардемарины похищаютАнастасию, видно, что на лошадях скачут Жигунов и Харатьян, а каретой управляет неизвестный мужчина с усами, хотя по сюжету на его месте должен быть Никита.


*-* Эпизод, когда Сашка стоит у дома Бестужевых и за Анной Гавриловной и Анастасией приезжают драгуны. Драгун входит в дом (в прихожую), и в то же мгновение там вспыхивает яркий свет. Дверь из прихожей в остальные комнаты никто не открывал (было отчетливо видно), и в руках у драгуна никакого источника света тоже не было.



*-* Во 2-й серии в трактире Белов спускается по лестнице навстречу даме с курицей, и в самом низу лестницы за его спиной на стене висит вертикально двухламповый светильник дневного света.


*-* Во 2-й серии в трактире, когда Лядащев после драки разговаривает с Ягуповым с топором, за спиной Лядащева отчетливо виден выключатель.


*-* Во 2-й серии в трактире драка проносится мимо Белова с кошкой, и переносится в коридор, в котором видно батареи парового отопления, открытую проводку и сенсоры сигнализации.


*-* Во 2-й серии Сашка, находясь в трактире, вытаскивает кошку через решётку, стекла нет. Когда начинается драка, стекло разбивают.



*-* В 4-й серии, когда Сашка с Никитой дерутся с Жаком, тот ломает шпагу Никиты.


Обломок ловит Сашка и дерется с Жаком своей шпагой и обломком, используя его в качестве даги.


Когда далее герои бегут от Жака через парк, у всех в руках снова целые шпаги, а обломок исчезает.


*-* В 3-й серии, когда Корсак убегает в лес, а за ним гонится Брильи, со словами «Проклятые сапоги», и у него нет шпаги.


В следующем кадре, Брильи уже рубит шпагой траву.


*-* В 4-й серии, когда гардемарины приходят в дом Бестужева, за спиной Лядащева виден выключатель.


*-* В 4-й серии, когда Белов,Корсак и Оленев входят к Бестужеву, «Никита» отступает за спину друзей, но, когда Саша подаётся с письмами вперёд, то чётко виден усатый дублёр.


*-* В 3-й серии, когда Сашка приходит к Лядащеву,и отдаёт ему крест, и всю сцену крест лежит на платке около Лядащева...


однако, в конце сцены крест оказывается в папке на другом конце стола.


*-* В 4-й серии в доме Никиты на стене висят «семейные портреты», в том числе графа Бобринского - незаконного сына Екатерины II и Григория Орлова, который на тот момент даже еще не родился, и уж точно не мог быть предком Никиты.


*-* В 4-й серии, в сцене на постоялом дворе, гардемарины бегут к карете с какой-то блондинкой. У Анастасии и Софьи волосы гораздо темнее. И это точно не Ягужинская (хотя и похожа).


*-* В 4 серии во время свидания с Анастасией в доме де Брильи, Белов показывает ей след от завязок плаща на шее...


Через несколько секунд в эпизоде драки с Жаком и у дома Оленева следа от завязок нет. Ворот рубашки распахнут и хорошо видно шею...


А через секунду след снова появляется, но совершенно другой: белесый и замазанный.


*-* Сцена драки Никиты Оленева с Жаком. На помощь другу из окна на крышу спрыгивает Белов (при этом сбросив плащ),



затем он сигает с крыши (уже в плаще!)


и приземляется на землю (снова без плаща!).


*-* Эпизод, где у Де Брильи гардемарины похищают Анастасию. Боярский выбегает, открывая дверь. Когда показывают эту дверь снаружи, то можно успеть прочитать намалёванное кем-то «Sex Pistols».


* Данный ляп является принципиальной и грубой фактической ошибкой, на которой построено действие романа и является, по-видимому результатом неладов автора с отечественной историей, но тем не менее, поскольку в сценарии фильма не сделано каких-либо попыток его устранения, всё изложенное ниже можно с полным правом отнести также и к фильму. Итак. Завязка всей авантюрной истории является полным анахронизмом, а равно - противоречием логике. С 1715 г. из навигаторских классов находившейся в Москве, в помещениях Сухаревой башни, Навигацкой школы была образована Морская академия в Санкт-Петербурге. При этом Навигацкая школа лишилась своего прежнего статуса и стала подготовительным училищем при Академии. С 1723 года в гардемаринскую роту зачисляли прошедших теоретический курс. Летом гардемарины распределялись по кораблям и уходили в практическое плавание, а зимой продолжали теоретическое обучение. Таким образом, трое друзей-гардемаринов могут быть только учениками Морской академии и летом 1743 г. они, по идее, должны находиться в практическом плавании на кораблях Балтийского флота (Каспийская и Охотская флотилии слишком далеко, других же флотов у России на тот момент нет), базирующегося на Кронштадт. Никуда бежать им было не надо! Попасть на флот они могли (более того - должны были) просто по распределению на практику. Их похождения в Петербурге могут относиться только ко времени окончания навигации на Балтике (обычно - с октября по апрель). Высказывания гардемаринов о «забвении заветов Петра Великого» и «гниющем у причалов флоте» в 1743 г. неактуальны совершенно: как раз незадолго до начала правления Елизаветы Петровны (1741 г.) Балтийский флот (состоящий, кстати, в то время из не менее чем 27 линейных кораблей и 44 галер) начал активно использоваться для защиты владений России на Балтике - в ходе Русско-шведской войны (1741-1743) были проведены успешные морские кампании 1741 и 1742 гг., как раз в мае 1743 г. началась новая кампания, завершившаяся подписанием 7 (18) августа того же года Абоского мирного договора, подтвердившего права России на прибалтийские владения приобретённые как в результате Северной войны, так и в ходе неудачного для Швеции реванша. Тут впору говорить не о забвении, а о незыблемости традиций Российского флота. Вопрос, почему молодые гардемарины не находятся на службе в такое горячее для страны время, остаётся открытым.
* В 4-й серии, когда Никита приходит к де Брильи, он представляется: князь Оленев (ударение на первое Е). Когда Белов знакомит Никиту с Лядащевым, он называет его Оленев (ударение на О).
* Девочка с флейтой. Если присмотреться, то флейта продолжает играть даже тогда, когда девочка уже опускает музыкальный инструмент.
* Письмо, которое отчетливо видно на экране, написано с «завитушками», но по правилам современной орфографии русского языка - без твердых знаков в конце слов на согласную и без «ятей».
* В некоторых кадрах на дорогах виден асфальт.
* В эпизоде казни Анны Бестужевой, происходившем и снятом на территории Петропавловской крепости, в некоторых кадрах, если присмотреться, вдалеке можно заметить современные фонарные столбы. Кроме того, до революции казни в Петропавловской крепости принципиально никогда не проводились.
* В эпизоде разговора Лестока и Елизаветы Петровны чувствуется, что начало беседы было записано «вживую», а остальная часть - озвучена на студии: начиная с фразы: «Ах, Шетарди! На маскараде нам его будет очень не хватать!..», - царица говорит явно другим голосом, да и к тому же пропадают всякие посторонние шумы.
* В одной из серий Бергер разговаривает с Лестоком и произносит фамилию Анастасии как Ягуж[и]нская. Но в эпизоде, когда Бергер в домике на болоте разговаривает с де Брильи, фамилию произносит чисто - Ягуж[ы]нская (это происходит через два дня после выезда из столицы - неужели Бергер все два дня учил фамилию?
* В 4-й серии, передавая Бестужеву бумаги, один из гардемаринов называет его «Ваша светлость», тогда как его следует называть «сиятельством», поскольку он имел графский титул. В следующей сцене секретарь Бестужева называет его правильно: «Ваше сиятельство».
* Когда де Брильи впервые приходит к Анастасии Ягужинской, он разговаривает с ней, не сняв с головы треуголку. Для дворянина, да ещё французского, такое нарушение правил галантности невероятно.

****************************************************************************

Воспоминания о съемках:

- В одном из интервью Владимир Балон рассказал как снималась сцена засады в "Виват, гардемарины!": «Когда в сцене зимней погони, которую мы снимали в Битце, Митя Харатьян в меня бросает шпагу, прокалывая насквозь, то этот трюк создавался следующим образом. Дмитрий бросал шпагу выше моей головы так, что она пролетала, не задев меня, оператор Анатолий Мукасей немного тормозил, поворачивая камеру на меня. А я уже в это время стоял полностью „подготовленный“, то есть „заряженный“, насквозь проткнутый другой шпагой. И благодаря замедленному повороту камеры создавалось впечатление, что Дмитрий Харатьян метнул шпагу именно в меня и метко попал прямо мне в грудь. Телезрители, которые много раз внимательно смотрели „Гардемаринов“, потом меня спрашивали: „Как это ваш герой, насквозь проткнутый, продолжает потом сражаться?“ Я в шутку отвечал: „Шпага пронзила мне грудь, попав на два сантиметра выше сердца".

- Ольга Машная: "Забавным было наше свидание в лесу с Алешей - Димой Харатьяном. Режиссер Светлана Дружинина и оператор Анатолий Мукасей придумали красивую романтическую сцену - снимали через веточки, листочки. Я бегу навстречу Алеше, бегу-бегу, березки-кустики - и из кадра невольно выбегаю. Дубль за дублем, пленка уходит. Тогда рабочим канатом меня привязали за ногу, камеру поставили в середину, а меня пустили, как пони, по кругу.

******************************************************************************

- То что Ягужинская сбежала за 10 минут - верю, в то что знатная барышня едет в дальнюю без горничной (камеристки!), которая, кстати, в книге-то была - не поверю никогда!
- Лично мне совершенно неясны мотивы поступков герцогини Иоганны в "Виват, гардемарины!": какой смысл запирать царских посланцев, если ее сама Елизавета пригласила в Россию? Пусть даже и тайно. Вот что такого она сделала без сопровождения? Заскочила на бал к Фридриху - и?
- И опять же Брильи: вот спереть письма из "личного архива герцогини")) - это понятно. Но зачем преследовать кареты, осаждать их на мельнице??!! Ну, получил бы...и? Убил что ли? В заложники взял??
- И снова герцогиня - давать дочери по морде, во дворе, да в присутствии слуг и пр.? Да еще с выражениями типа "шлялись неизвестно где"...Она ж дворянка все-таки...
- А еще непонятно, почему Дружининой так не нравился голос Жигунова? Потому что в первой части его озвучивал О.Меньшиков (который первоначально и должен был играть Белова), а во втором Домогаров. А Цыплакову(Елизавета) озвучивала Гундарева, а Лютаеву Анна Каменкова, которая, кстати, в свою очередь озвучила Гузееву в "Жестоком романсе"! То-то мне голоса Анастасии и Ларисы Дмитриевны казались похожими!)))
- А Владимир Балон, между прочим, кроме Жака сыграл еще и учителя фехтования (в самом начале).
- И немаловажный момент в фильме был упущен (в книге есть), когда князь Черкасский ловит Котова в театре, тот причитает: "Заставили меня князь, донести на тебя...и на Матвея Зотова". И дальше эта тема не развивается. Матвей Зотов - это отец Софьи, между прочим! Т.е. получается, что Софья стала сиротой и попала в монастырь - из-за Котова!

- Вообще в втором фильме какой-то рваный и странный сюжет. Местами абсолютно нелогичный.
- А третий фильм я вообще не люблю (а кто его любит?): и победу украли и Домогарова сослали. И итальянка эта Нахла Джаман - вот за сутки в тюрьме успела прям насмерть влюбиться - и Корсак тоже хорош - а жена с ребенком??!!!

Любимый цитатник + (там нет) от Бестужева: "Пьяный проспится, дурак никогда".

*********************************************************************

Ну, и напоследок: шедевральный номер от команды КВН "Пятигорск" (и как нам было приятно, что именно текст "Разлуки" здесь протащили!!! Значит, не одни мы...)

image Click to view



в.т.ч. ИСТОЧНИКИ

http://kinoerror.narod.ru/
http://www.good-cinema.ru/
http://www.vokrug.tv/article/show/Lyapy_v_filme_Gardemariny_vpered/
http://gardemariny.narod.ru/

кино, txt

Previous post Next post
Up