Сагаалган

Feb 10, 2011 23:56



Год металлического кролика по Восточному календарю наступил в ночь со 2 на 3 февраля. Новый год празднуют в Китае, Монголии, Японии, Корее и многих других азиатских странах. Сагаалган, или Праздник Белого месяца, отмечают и на бурятской земле. В этом году Сагаалган впервые объявлен в Иркутской области официальным праздником - соответствующий указ подписал губернатор Дмитрий Мезенцев.



01


02


03


04


05


06


В Усть-Ордынском Бурятском округе традиционно в дни Белого месяца проходят культурные мероприятия, концерты местных фольклорных коллективов, конкурсы бурятских красавиц, выставки народного творчества и так далее. Собственно, этим и ограничивается празднование Нового года у современных западных бурят. Хотя, если окунуться в историю этого праздника, то можно понять, насколько нынешние традиции отличаются от тех, что были раньше. Ведь когда-то сама суть этого праздника была иной, другое было к нему отношение.

07


08


09


Это сейчас Белый месяц наступает по восточному календарю (сказалось влияние буддизма). А раньше буряты отмечали его осенью, перед началом зимовки домашнего скота. Готовились к празднику основательно. Задолго до его наступления наводили порядок в домах и во дворах, освобождались от старого, ненужного хлама, женщины шили новые наряды, лепили сдобу, стряпали «бузы» (позы).

10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


Сагаалганская пища очень символична. Жизнь человека и любого живого существа зарождается в глухом, закрытом месте: материнская утроба, раковина, яйцо и так далее. Поэтому на праздничный стол помимо белой готовили и «закрытую» пищу: позы, берцовые кости, почки, сердце. Эти блюда означали начало новой жизни. Берцовая кость и содержащийся в ней костный мозг символизировали силу домашнего скота. В дни Белого месяца устраивали состязания среди мужчин в умении одним ударом кулака переломить отваренный спинной отросток грудного позвонка крупного рогатого животного. У такого состязания также был свой смысл: кости старых, худых животных ломались быстро, а крепкие кости говорили о том, что у хозяина сильный и упитанный скот.

20


21


22


За столом все члены семьи должны были есть досыта. Считалось, что в праздничный вечер в каждый дом заглядывает Белый старец, который мог обидеться, увидев, что кто-то мало ест и не радуется Новому году вместе со всеми, в то время как он заботится о благополучии людей. Буряты верили, что чем больше в первый день Сагаалгана придет гостей, тем богаче и радостнее будет наступивший год. И весь месяц родственники и соседи ходили друг к другу в гости, дарили подарки, поздравляли, говорили теплые пожелания. Делали подношения богам, обращались к ним с молитвами и подношениями, с просьбами даровать счастье, здоровье и благополучие в наступившем году. Для приношений разжигали костер, потому что считалось, что огонь очищает от грехов и дурных помыслов.

23


24


25


В эти дни каждый открывал для себя новую страницу своей жизни. До революции у бурят не было принято отмечать дни рождения, даты никто не запоминал. Считалось, что в Сагаалган каждый становится на год старше. Поэтому праздник к тому же был и совместным, одним на всех Днем рождения. От того и значимость события возрастала для каждого члена семьи, от мала до велика. Но главное - люди знали, что в эти дни нет места худым мыслям, словам и, тем более, поступкам. Нельзя неуважительно относиться к кому бы то ни было, нельзя пройти мимо пожилого человека, не сказав ему доброе слово и пожелание. Свой священный смысл был у каждого приветствия, жеста. Ведь почему именно Белый месяц? Белая пища священна, потому что молочная, а с материнского молока начинается жизнь каждого человека.

26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


Сегодня мало кто помнит и знает об этом. Речь даже не о том, что буряты перестали шумно отмечать Сагаалган, ходить друг к другу в гости, дарить подарки и готовить в больших количествах белую пищу. Утрачено самое главное - понимание святости праздника. Да и не только. Забыли о святости семьи, родного дома и земли, на которой он стоит. Принято винить советскую власть, которая не только запретила отмечать Сагаалган, но и наложила табу на религию. Но так ли уж виновата советская власть? Самими бурятами было многое утрачено, забыто, и нынешний праздник Белого месяца - это всего лишь череда мероприятий в поселковых и сельских домах культуры. И когда говоришь кому-либо: «С праздником!» - то чаще всего в ответ слышишь: «С каким?»
37


38


39


40


41


текст Евгения Липина

Сагаалган, традиции, Бурятия, Белый месяц, Усть-Ора

Previous post Next post
Up