Випассана-4

Jan 17, 2017 16:42

Первая медитация проходила в большом медитационном зале на втором этаже общежития. Это был хороший уютный зал, стены светлые, балки под потолком благородные, окна со ставнями, пол деревянный и тоже благородный, около стены сцена с колонками и УЧИТЕЛЯМИ. Вот они, пастыри. Маленький мужчина, которого раньше я бы назвала «шибздичек», в белых одеждах и степенная женщина с палантином цвета морской волны на плечах. Они сидели на сцене торжественно с полуприкрытыми глазами.

Мужины и женщины заходили из разных дверей - общежитие было разделено на две половины, и в зал вели две лестницы. На полу рядами лежали подушки и сложенные одеяла, на каждом таком медитационном наборе - листочек с именем. Место закреплялось за послушниками на все время курса. Можно было принести свои одеяла, дополнительные подушки и т.п. Те, кто из-за негнущихся ног не мог сидеть на полу, сидели на стульях.

Медитации проходили под запись голоса главного випассанщика (индусский английский) с переводом на японский. В первый раз было что-то вводное, что мы будем наблюдать за ощущениями в теле, и это поможет перестать думать, но я была неприятно удивлена какими-то немелодичными страстными песнопениями и религиозной клятвой.

Всех пришедших заставили.. ну как - предложили - повторять «Я ищу прибежища в Будде» и я не совсем понимаю - вроде это как бы просьба принять в свою веру и ритуал, Будда же буддизм? Или что это - призывание духа будды, чтоб он помог, то есть некий шаманизм?

Чего не сделаешь ради усмирения агонии разума, которой пронизана и отравлена наша жизн,. Несмотря на то, что на сайте я начиталась о внерелигиозном и чисто научном подходе, я решила не уезжать сразу в атеистическом порыве, а досидеть до конца. Что, жалко что ли поприбегать в Будду? Все мы равны во Христе, а чем Будда хуже? Шире надо быть, добрее. Дают- бери, бьют - беги. Будда принимает - принимайся туда. Не в омут же кидаться зовут. А может это секта - завтра скажут -так, прибежище у нас искал? Нашел? Теперь ты закодирован, иди найди теперь кровь девственных единорогов. И надо будет искать... Пойду в зоопарк. Там носорог, чем не единорог. Не рогом единым...

Так, что-то ум не очень усмирился. Немного внутренне побухтев на молитвы и буддизм и на какие-то грудные хрипы и хрюканья главного випассанщика, я погрузилась в медитацию. Инструкци на индусском английском были даны немного задорным голосом, как будто их дает добрый и забавный человек, который хочет помочь, но может и шутить. Японский перевод в исполнении женского голоса был очень нейтральным и отрешённым, как будто человек отправляется в космос навсегда и из хрустального скафандра вещает свысока.

Надо отметить из будущего, что лекции главного випассанщика на английском были хорошие и полны юмора и харизмы, он изнутри знал, что и как чувствуют медитирующие, а японский перевод продолжал быть серьезным и отрешенным, что немного дистанцировало просветляющихся от процесса.

Лекции предлагается слушать на родном языке медитирующего. Англоговорящих было много, и их собирали на кухне для видеолекции, а другим раздавали мп3-плейеры с одной лекцией на родном языке, предлагая слушать в своей комнате. С одной стороны, свой язык легче воспринимать, с другой - теряется харизма. Где-то с середины курса с соседкой (не помню, как мы сговорились или вообще как это было, но точно не разговаривали) пошли на кухню и проникли в англопространство. Или все же разговаривали?.. но я помню, что я не нарушала закон и что познакомилась с ней, когда уже запреты были сняты.

Как я уже упоминала, у меня была идея фикс насчет фильма для одноклассников и проблема банановой кожуры, которую надо было выбросить, но некуда. Когда мой ум начинал очищаться, разум - успокаиваться, рассудок - приборетать кристальность, эти две темы вдруг активно просачивались в них и я сваливалась обратно вниз. На лекциях это все объяснялось. Главная техника всего состояла в том, чтобы наблюдать за всеми, даже мельчайшими ощущениями в теле, там, где-то кожа ощущает больше давления одежды, где-то меньше, где-то немного покалывает, где-то еще что-то. Если сидеть по часу и больше и все свое внимание обратить только на это, то в мозгу постепенно там что-то выстраивается и становится хорошо.

Однако временная эйфория не является целью випассаны и даже ей мещает, поэтому люди не долны медитировать в надежде вдруг получить хорошие ощущение, хотя это и возможно.

Гемором было то, что нельзя было двигаться, даже на милиметр. Я это нарушала, впрочем, потому что просто сидеть даже час становилось мучительно. Любая мелкая неровность или давление сверху или снизу через какое-то время перерастало в боль, которую предлагалось просто наблюдать, и обещалось, что она от этого постепенно исчезнет.

Начало и конец медитации объявлялись випассанщиком и переводчицей с записи. В конце - когда уже озверел немного от сидения и затекли ноги, руки и еще кучи не существовавших ранее частей тела - звучал какой-то речитативчик на неизвестном языке, в котором повторялось - АНИЧЧА!! АНИЧЧА! Потом сказали, что это язык «пали». Ну, в институте что-то учили такое, палийский канон некий, буддизм, ничего не понятно. Надо было тогда посерьезнее отнестись.

И давались объяснения, что это ИЗМЕНЧИВОСТЬ бытия, все меняется, все постоянно меняется, поэтому не заслуживает особого мучения. Ты мучаешься, а оно уже изменилось нафиг. Или другое что-то, не помню. Из будущего замечу, что я очень обрадовалась, обнаружив это слово и понятие в пелевинской аудиокниге, которую начала слушать месяца через два. Там это было что-то редкое и новое и так назвали женщину, а понятие этой буддийской философии порождало какие-то повороты сюжета. Я заключила, что Пелевин тоже побывл на випассане и наслушался там, и так сублимирует свой духовный поиск. Не только я обо всяком бреде думаю на медитации. Но я хоть не напрямую оскверняю святыню, а так, козьими тропами.

Нужно упомнуть УЧИТЕЛЯ. На беседу с учителем желающим нужно было записаться.

На кухне каждый день вывешивались листочки - какой по счету сегодня день, какие-то минимальные теоретические предложения для медитаци, не помню. И бытовые заметки вроде «не приносите в зал для медитаций напитки».

Там был раздел «о беседах с учителем» придти в 12:30, можно задать вопросы в течение 10 минут,и листочек, куда записываться. Правила общения с учителем были вопиющие - НЕ НАЧИНАТЬ ФИЛОСОФСКИХ ДИСПУТОВ на абстрактные темы, не исповедоваться и т.п., задавть только вопросы о практике медитации.

НЕ НАЧИНАТЬ!!! Вы это видели?! Я хотела сразу выяснить, как они вообще себе все представляют, и про религии и про отношения и про все, а тут такую свинью подложили.

Пошла к учителю.

Учитель, я слышу голоса! - ну то есть при закрытых глазах у меня возникали разные картинки, иногда такие художественные, прямо супер-идеи для бредовой живописи. В них был оксюморонный смысл, живость ума, стильность исполнения и мне жалко было из забывать, и разные отголоски других практик приходили, и я хотела все зафиксировать, хотя и понимала, что не смогу этого всего нарисовать, придется нанимать художика и объяснять ему, и тогда эти шедевры босховско-странные завоюют мир. Я думала, что я не забуду, но сейчас смутно помню какие-то яблоки в темноте в светящихся стаканах, и яблоки светящиеся и таким белым мелом узоры. Нда, что-то не очень. Но так здорово было, чесслово. И я думаю - вот щас учитель скажет -а что вы видите?. Яблоки? Оо это признак высокой развитости, вы ньютон. Скоро просветлитесь.

Но она сказала, что при любом отвлечении от чувствования ощущений нужно сразу опять начинать чувствовать ощущения, в этом и есть ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Человек всегда в своем теле, и чувствует его, это первая и главная реальность. Если это всегда ощущать, но не будет времени и ресурсов на всякие ненужные мучения и хреновину и вообще все в жизни будет хорошо.

Ладно.

Далее - в правилах написано, что приличный человек на курсе медитации и вообще после него во всей жизни не пьет не ест не имеет сексуальных отношений не ворует. Послушайте учитель, даже немного нельзя? А чо так строго?.. ну, вы понимаете...

Учитель- имеется в виду, что нельзя беспорядочные половые связи. С одним избранным партнером можно.

О, какие вольности. Но такого же не написано. Что-то тут нечисто.

Еще вопрос - меня немного раздражает, что несмотря на заявления о научности и нерелигиозности культа каждый день звучат неясные песнопения на незнакомом языке. Какой может быть рациональный научный смысл в прослушивании хриплогрудных мантр?..

Учительница снисходительно посмотрела на меня. - Откуда вы?.. Из России?.. Так вот, этот язык, на котором поются молитвы - это язык Северной Индии. Это там, на материке, и не так уж далеко от России. Вслушайтесь повнимательнее, и наверняка узнаете какие-то слова, регионы -то соседние..

Ну а чо, Агни там это огонь или ВЕДы от слова ведать или аДВАйта - связано со словом ДВА. Но пали же отличается от этого, да и соседскость регионов немного шокирует.

Вообще, поменьше размышляйте и чуть что - сразу наблюдайте за дахыниями и ощущениями, тщательно и аккуратно, вот и все.

Я ожидала от себя быстрого или - по крайней мере - продвинутого просветления и освоения внутренних пространств духа.

Позже, после эхъм выписки, многие люди говорили, что они качественно прочувствовали ОЩУЩЕНИЯ В ТЕЛЕ после второго или третьего раза. И что в первый раз особо никто ничего не понимает и не чувствует и половина слов випассанщика кажется нерелевантной - какие еще ощущения. А потом они ЧУВСТВУЮТ.

Я думала, что я качественно преуспею и просветлюсь, ведь я такая духовная. Не буду пускаться в тонкие и подробные описания своего опыта ДУХОВНЫХ ПРАКТИК, но так, есть некоторый багаж. Возможно, он был лишним, т.к. випассана как раз отрицает все остальные практики и не совмещается с ними, что мне показалось предательством, когда в конце курса об этом заявили. Это делается не из эзотерических или там антиеретических побуждений типа «только наш бог правильный, а ваш плохой», «вы от дьявола и в вас бесы», а типа практически - если вы хотите результатов, к примеру, в копании колодца, то будет лучше копать колодец в одном и том же месте в глубину.

Если вы будете копать одновременно несколько колодцев, бегая туда сюда, то вероятность получить воду будет меньше, т.к. на каждый нужно время и усилия, которые вы будете распылять. Надо же, не подкопаешься.

И не отрицается, что вода есть везде. Политкорректненько. Но я тайно надеюсь, что все механизмы залегания грунтовых вод неподвластны разуму випассанщиков и других всех, и что мне вдруг внезапно забьет ключом вообще без копания сильного.

випассана

Previous post Next post
Up