«Бог нас спасёт… Нужно только не мешать ему…»
«Нам нужен Моисей…»
Здравствуйте.
Я практически не смотрю фильмы о войне, но сегодня было сразу две причины это всё - таки сделать. Во - первых, День Победы, с которым я вас всех, товарищи, поздравляю, а во - вторых, режиссерский дебют прекрасного актёра Константина Хабенского. Хотя, тему, к слову Хабенский выбрал довольно сложную. С другой стороны, если бы он этого не сделал, страшная история концлагеря Собибор осталась бы, лично для меня, неизвестной страницей войны.
1943 год. В лагерь смерти под Польшей свозят и уничтожают евреев. В основном это не солдаты, а мирные люди. Те, кто не сгинул в газовых камерах, вынуждены трудиться на тяжелых работах и терпеть издевательства озверевших фашистов. То и дело на территории вспыхивают единичные стычки, но они жестоко караются. Там же, среди заключенных оказывается и Александр Печерский (Константин Хабенский) - советский военнослужащий. Используя свой боевой опыт, он организует восстание, которое окажется единственным успешным за всю войну…
На мой скромный взгляд, режиссерский дебют Константина Хабенского в целом удался. У ленты нет пафоса, зато есть крепкая история и сила. С другой стороны, образ главного героя практически не раскрыт, у него нет предыстории, он словно молчаливый свидетель, периодически гордо смотрящий из толпы измученных людей на обершарфюрера Карла Френцеля (Кристофер Ламберт), с которым у них, видимо некий конфликт. Тянут на дно ленту и слабые женские персонажи, вроде Сельмы (Мария Кожевникова) и Ханны (Михалина Ольшанская). Одна на протяжение всего повествования ходит с каменным лицом и пустым взглядом, другая в самый разгар войны приезжает в лагерь смертников и, улыбаясь, отправляется в газовую камеру. Зато один нужный и важный момент в этом плане, как мне кажется, был несколько упущен. Это героиня по имени Люка. Здесь она появляется эпизодически, но судя, по тому, что о ней известно, девушка не являлась еврейкой и была настоящим ангелом - хранителем Печерского. Наверное, поэтому, несколько арт - хаусный финал не цепляет. А ведь дальнейшая биография бывшего узника Собибора очень трагична. После побега он попал в штрафной батальон, не получил никаких наград, его до конца жизни не выпускали из страны.
Но всё же, перед нами картина художественная, а значит, авторы могли иметь несколько иной взгляд на происходившие события. Кроме того, основная задача таких кинолент, показать ужасы войны и попытаться сделать так, чтобы подобное больше никогда не повторилось.