О Канте. Понятненько

Oct 26, 2018 13:56





Иммануила Канта знаем мы все хотя бы по наслышке
Основатель немецкой классической философии, к которому Фихте будет идти пешком и в прямом и в переносном смысле
Философ, которого будут критиковать и обожать
Он создаст новую метафизическую систему, послужит примером для понятия «кабинетный философ»
Говорить и спорить о Канте можно почти бесконечно


В широких кругах сформировалось убеждение, что Кант построил настолько сложную систему, что для её понимания нужно родиться
Но у любого философа есть труды, которые доступны практически всем читателям, нужно просто немножко усердия для понимания

Сегодня я представлю Вашему вниманию именно такой труд: «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» 1784 года

Это эссе весьма малых размеров
На его прочтение Вам понадобится полчаса, ну может час
Но что самое прекрасное, оно дает пищу для размышлений на очень длительный промежуток времени
Во всяком случае, уже можно будет говорить, что мы читали Канта и даже поняли из него нечто

Перейдем непосредственно к эссе:
Оно начинается с метафоры:
«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине»
И сразу же подробнее объясняет, что значит это самое состояние несовершеннолетия: «Это неспособность пользоваться своим рассудком без указания со стороны кого-то другого»

Кант утверждает, что наше «несовершеннолетие», наша неспособность пользоваться своим умом лежит в области страха

«Sapere aude!» - буквально приказывает нам Кант
«Имейте мужество пользоваться собственным умом!»

Кроме того, что «несовершеннолетние» умом боятся выйти из под опеки, они также ленивы для этого
И достаточно быстро находятся люди, которые становится опекунами
Канта это тотально не устраивает, хотя это достаточно естественная политическая линия, которая не изменилась до наших дней и, видимо, коренится в природе человека
Одни выступают опекунами и продуцируют мысли, а другие эти самые мысли потребляют и чувствуют себя при этом гораздо удобнее, нежели сами опекуны

«Ведь так удобно быть несовершеннолетним», пишет Кант

«Мне нет надобности мыслить, если я в состоянии платить»

Диалектически образуется связь «опекуны - несовершеннолетние»

Эту метафору все уже прекрасно поняли, «опекуны» это те немногочисленные, которые контролируют мыслительную деятельность «несовершеннолетних» путем различных техник-практик

«Но более возможно, и даже почти неизбежно, что публика сама себя просветит, если только предоставить ей свободу»
Ну и естественно, если не будет «опекунов», то вряд ли останутся «несовершеннолетние»

Но Кант не глуп, и прекрасно понимает, что удаления класса «опекунов» никаким образом проблемы не решит
Он считает, что необходимо чтобы появились чистые и полные мужества опекуны, опекуны другого типа, которые сами начнут помогать публике обретать интеллектуальную свободу и позже самоупразднятся
В противном случае, реализация проекта просвещения невозможна, так как восстановится те же принципы

Революция должна произойти в сознании

Здесь главным образом видится критика Великой французской революции
Просвещение должно происходить постепенно, скорее эволюционным путем

«Посредством революции можно, пожалуй, добиться устранения личного деспотизма и угнетения со стороны корыстолюбцев или властолюбцев, но никогда нельзя посредством революции осуществить истинную реформу образа мыслей; новые предрассудки, так же как и старые, будут служить помочами для бездумной толпы»

Далее Кант дает нам метод, как же нам осуществлять проект просвещения в условиях, где существует огромное количество ограничений
Для этого он разделяет пользование рассудком на два типа:
1) Публичное пользование разумом
(«Под публичным же применением собственного разума я понимаю такое, которое осуществляется кем-то как учёным, перед всей читающей публикой»)
2) Частное пользование разумом
(«Частным применением разума я называю такое, которое осуществляется человеком на доверенном ему гражданском посту или службе»)

Публичное и частное пользование разумом

Итак, разберем немного поподробнее, что же господин Кант имеет в виду: Частное пользование разумом предполагает компетентное осуществление различных механизмов и функций, которые предписаны человеку по долгу какой-то службы
В какой-то степени мы должны быть пассивны, чтобы осуществлялся общественный договор, то есть не следует в момент выполнения нашего общественного долга: На мой взгляд, такая формулировка могла появиться только в Германии, все-таки ge

meinschaft значит больше, чем society, критиковать тот или иной алгоритм

Для этого существует публичное пользование разумом, где мы можем, в свободное от наших общественных задач время, предлагать свои «тщательно продуманные благоразумные размышления» другим, жаждущим знания людям
На мой взгляд, эту ситуацию можно описать совсем просто: Если говорить от лица должности (Полицейского, врача, священника, сантехника), то не следует переступать границы, установленные компетенцией
Если говорить от собственного имени, то можно говорить нечто выходящее за рамки компетенции в положительном смысле (устранять недостатки в механизме и т.д.), но в свободное от компетенции время


«Никакая эпоха не может обязаться и поклясться поставить следующую эпоху в такое положение, когда для неё было бы невозможно расширить свои (прежде всего настоятельно необходимые) познания, избавиться от ошибок и вообще двигаться вперёд в просвещении»

То есть мы находимся в постоянной динамике, к движению в лучшую сторону
И просвещение, таким образом, состоит в отбрасывании догматов как формы
Нет ничего, что можно постулировать навсегда - это преступление
И в этом смысле он весьма положительно высказывается в сторону Фридриха Великого, короля Пруссии, который был на стороне просвещенного абсолютизма, и ввел свободу вероисповедания

Подобное рода свободы, которые возникают в диапазоне публичного пользования разумом являются своеобразными жирными маркерами, на пути к просвещенному обществу

«Люди сами в состоянии выбраться постепенно из невежества, если никто не стремится намеренно удержать их в этом невежестве»

Придем к некоторым выводам: Просвещение априорно не может начинаться с низов
Необходимо обладать смелостью пользоваться собственным разумом, но это пользование отличается в публичном и частном диапазоне
Просвещение происходит поэтапно, не революционным методом, необходимо, чтобы сменился сам принцип
Догмат как форма должен быть отброшен, но речь не идет о банальном сомнении, речь идет о включении возможности того, что в какой-то момент все может измениться, если некто воспользуется публичным разумом достойным образом

И напоследок напутствие:
«И так как природа открыла под этой твёрдой оболочкой зародыш, о котором она самым нежным образом заботится, а именно склонность и призвание к свободе мысли, то этот зародыш сам воздействует на образ чувствования народа (благодаря чему народ становится постепенно более способным к свободе действий) и наконец даже на принципы правительства, считающего для самого себя полезным обращаться с человеком, который есть нечто большее, чем машина, сообразно его достоинству»

Литература

И. Кант. «Ответ на вопрос: Что такое просвещение?» 1784

Кант, наука, культура, философия, Германия

Previous post Next post
Up