Кейнс
Хайек
___
***
В США разочарование было настолько глубоким, что Хиллари Клинтон - рыцарь неолиберализма - проиграла на выборах человеку с образованием еле достаточным для того, чтобы заявить, что он - противник свободной торговли. Неужели наши «цветные очки» уже не могут помочь нам разобраться, что же не так с британской и американской политикой? Национальная обособленность восстает против сил глобальной интеграции, причем в самых диких и грубых формах. Как могут быть связаны неолиберальная рациональность и узость политики брексита и трампистской Америки? Что может быть общего у шута в роли президента и монументального образца рациональности - свободного рынка?
Ответ заключается не только в банальном факте, что свободный рынок создает единицы выигравших и армии проигравших, и проигравшие в поисках мести выбирают брексит и Трампа. На самом деле, так же, как всегда есть связь между утопическим идеалом «свободного рынка», описанным в учебниках по экономике, и анти-утопической реальностью, в которой мы живем, так же она есть и между идеей рынка в качестве «единственного эффективного механизма определения ценности» и «защитника свободы», и нашей сегодняшней деградацией в анти-либерализм и после-правду.
***
«Невидимая рука» Адама Смита к тому времени уже подарила нам современное понимание рынка как «автономной сферы человеческой деятельности, и, потому, потенциального объекта научного исследования». Но Адам Смит до самого конца своей жизни оставался убежденным моралистом 18-го века. Он считал, что рынок может быть оправдан только в свете человеческой добродетели, и был серьёзно озабочен тем фактом, что общество, управляемое лишь деловым эгоизмом, уже не будет обществом как таковым. Неолиберализм - это Адам Смит без этой озабоченности.
Подробнее на
https://aurora.network/articles/1-mirovoy-krizis/61071-neoliberalizm-ideja-proglotivshaja-mir Весь текст