Oleg A. Chagin 20 ч ·
Реформе РАН 5 лет и она почти завершена. Какие итоги можно подвести за 2013-2018 годы?
1. Создано Минобрнауки, объединяющее концепции Миннауки, Минвуза и МинРАН.
2. ФАНО сформировало равнобедренный треугольник с участием себя, РАН и научных институтов. Теперь система «схлопнута» в подведомственность академического сектора наравне с вузами новому министерству.
3. РАН не только отделена от институтов, но и рассинхронизирована с управленческими ритмами госполитики.
4. Сформированы коллегиальные управленческие и совещательные органы - советы директоров институтов, советы по приоритетным направлениям - интегрирующие профильных управленцев либо все заинтересованные стороны (вузы, ученые, бизнес).
5. РАН расколота (президиум и рядовые сотрудники) и атомизирована (к принятию решений привлекаются индивидуально члены РАН, но не вся Академия как институт).
6. Вузовская наука и академический сектор стали равнозначными.
7. Сформирована и внедряется концепции полного инновационного цикла и требование практикоориентированности исследований.
8. На стратегическом и концептуальном уровне закреплена необходимость синергетического и системного подхода к управлению и финансированию исследований всех типов, что делает невозможным обособление каких-либо стадий, форм и видов - т.е. прикладных в «РАН» либо прикладных в отраслевой или вузовской науке.
9. Взят курс на укрупнение научных и образовательных структур, а также интеграцию между ними.
10. Роль РАН сформулирована и закреплена в качестве экспертно-совещательного и консультативного органа с правом прогнозирования и определенных видов согласований; «пустыми» полномочиями по научно-методическому руководству и т.п.
Вывод. Реформа проведена, но не завершена. С организационно-управленческой точки зрения она успешна. РАН при формальном наличии полномочий будет все больше выпадать из ритмов госполитики и дрейфовать к статусу, который был предусмотрен ей изначальным вариантом реформы - «клуб ученых». Именно в этой «клубности» исторический шанс Академии на сохранение субъектности, вхождения в ритм госполитики и резкого повышения общественного (но не управленческого) статуса.