7 метких цитат Шопенгауэра, которые очень актуальны и сегодня

Dec 04, 2020 14:23



Артур Шопенгауэр - мой любимый философ. Нет, он точно не самый великий. Он не заложил основы европейской мысли, как это сделал Аристотель. Не заставил человечество посмотреть на мир с другой стороны, как это сделал Кант.

Шопенгауэр, пожалуй, самый русский философ. По стилю мудрости. Возможно потому, что родился в Польше, а значит проникся славянским духом.

С книгами Шопенгауэра я познакомился в юности. Это было 90-е. Я только выполнил КМС по шахматам и твердо был уверен, что это мое призвание. Потому что в шахматах все было логично и понятно. А за окном - абсурд. Люди делали поступки, которые вели их к гибели. Политики совершали поступки, которые вели страну в пропасть. Я был твердо уверен - нет логики в этом мире, она осталась только в шахматах.

Но именно Шопенгауэр дал возможность посмотреть на мир с другой стороны.

Это человек с железобетонной логикой. Он способен найти связь любых явлений в этом мире. И это сделало его пессимистом. Раз все устроено так, все явления связаны четкой логикой, значит в этом мире нет места случайности. Все предопределено.

Не скажу, что я согласен с философией автора. Тем более, место случайным событиям есть в этом мире - что доказано опытами нобелевского лауреата Ильи Пригожина. Но он круто изменил мою жизнь. Научил искать логику в абсурде. Смотреть на жизнь со стоическим спокойствием. То есть - философски.





Шопенгауэр философствовал в середине XIX века. Но мудрость не стареет. Итак, давайте перейдем к цитатам Шопенгауэра, которые, я уверен, максимально актуальны и в наши дни.

Умные не столько ищут одиночества, сколько избегают создаваемой дураками суеты.

Пожалуй, самая известная цитата Шопенгауэра. Одна из немногих, что ушла в народ.

Что ж, эта мысль доказана психологами. И дело здесь вовсе не в снобизме «умников». Причины просты:

  • Умные люди в принципе меньше нуждаются в других людях, потому что большинство проблем способны решить сами;
  • У обычных людей голова, чаще всего, забита бытовыми вопросами. Умным интереснее строить сложные логические цепочки и выявлять закономерности более высокого ранга чем «новые акции в Магните» и очередной завоз в Фикспрайс;
  • Умный человек привык давать себе нагрузку на мозг. Так он чувствует себя комфортнее иначе мозг «голодает». Собеседники уровнем ниже такой нагрузки не дают.

Самая дешевая гордость - это гордость национальная. Она обнаруживает в зараженном ею субъекте недостаток индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться.

Убогий человек хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит. Он готов с чувством умиления защищать все ее недостатки и глупости.

Великие ученые, творцы не ставили во главу угла свою национальность. Все просто - национальность она есть у многих. В конце концов, у нас у всех даже общий предок - Homo Sapiens, который был чернокожим выходцем из Африки.

И довольно абсурдно главную свою гордость связывать, в первую очередь, с нацией. Да, у многих наций были великие люди. Прекрасно, что и у нас в России много есть чем гордится. Но эти люди стали великими не потому, что кричали «мы русские!» или «мы немцы!», а потому что много трудились и творили свое.

Жаль, что Гитлер не удосужился всерьез изучить Шопенгауэра. Возможно, экспрессивность этого философа заставила бы его пересмотреть свой взгляд на мир.

Примириться с человеком и возобновить с ним прерванные отношения - это слабость. В ней придется раскаяться, когда он при первом же случае сделает то же самое, что стало причиной разрыва.

В этой фразе хорошо отражен фатализм философии Шопенгауэра. И с этим наблюдением не поспоришь.



Видел в жизни много пар, которые сходились, расходились. И так тянется годами и десятилетиями. Если были серьезные причины для расставания - они повторятся. Человек так сильно измениться не способен.

Человек - единственное животное, которое причиняет другим боль, не имея при этом никакой другой цели.

Здесь не стоит понимать мэтра буквально. Цель есть и вполне конкретная: уязвить другого, нанести ущерб и получить иерархическое преимущество. То есть почувствовать превосходство над тем, кому причиняешь боль. Или выбиваешь его из колеи, чтобы манипулировать.

Мысль с подвохом. Люди, конечно, причиняют боль не бесцельно. Но редко задумываются о том, что насилие и манипуляции способны дать лишь краткосрочную выгоду. По настоящему сильным, причиняя боль другим, ты никогда не станешь. Лишь вызовешь ответную реакцию.

Всегда есть вероятность, что на справедливый и добрый поступок оказал влияние какой-нибудь эгоистический мотив.

Многие меценаты, инвесторы в наукоемкие отрасли вкладывают из-за желания похвастаться этим или заработать.



К примеру, изобретатель Томас Эдисон по факту не так много изобрел. Его главное изобретение - говорить в начале телефонного разговора слово «алло».

Жажда славы и денег стимулировало его бурную деятельность. На счету Эдисона свыше 4000 патентов.

Но он агрегировал чужие изобретения. Где-то выкупая патенты, где-то занимаясь плагиатом. Но именно Эдисону мы обязаны в популяризации телеграфа, телефона и киноаппаратуры. Без него в коммерчески успешном виде это появилось на десятки лет позже.

И именно он предложил вариант коммерчески успешной лампочки, хотя технология была открыта задолго до него.

Общительность людей основана не на любви к обществу, а на страхе перед одиночеством.

С точки зрения эволюции человека, общение - большой прорыв вперед. Все-таки по отдельности невозможно было добиваться успеха - как в древности, нападая на мамонта, так и сейчас - изобретая космические корабли.

Но толкает нас к общению действительно страх одиночества. Мы боимся остаться сами по себе, вне иерархии, социума. В основе этого лежит древний страх. В каменном веке самое страшное наказание было - изгнание из племени. Человек один, сам по себе не мог выжить.

Человек может делать, что хочет, но не может желать, что хочет

В этой фразе - суть философии Шопенгауэра. И здесь он опередил время и уловил суть современных представлений о человеке.

Шопенгауэр утверждал, что у нас нет свободы воли. Если мы что-то хотим - мы можем этого достичь, да! Но это не свобода воли. Потому что то, что мы хотим, диктуется нам - природой, обществом.

Наши желания определены за нас. Нами управляют гормоны - удовольствия, стресса. Любопытно, что Шопенгауэр предсказал это за 42 года до того, как в принципе открыли гормоны.

Если мы хотим добиться успеха в творчестве - это способ получить эндорфины за счет того, что нами будут восхищаться. Мы занимаемся спортом - чтобы получить дозу адреналина и стать красивее. То есть хвастаться перед другими более совершенным телом. Что уж говорить о куда более простых потребностях. Даже привлекательность тех или иных типажей противоположного пола в нас вложена заранее!

Да, свобода воли человека - понятие довольно эфемерное. Только вот выводы из этого можно сделать разные. Шопенгауэр был уверен в пессимистичном раскладе, и что жизнь - это навязанное человеку страдание.

А, по-моему, не все так плохо. Выбирать из источников эндорфинов мы, все-таки, можем более или менее сами. Да и не самые плохие потребности вложила в нас природа, как думаете?

Шопегауэр, философия

Previous post Next post
Up