Соприкосновение с жизнью: учение Кодо Саваки Роси, или ДЗЭН ДЛЯ НИЧЕГО

Nov 30, 2020 19:04


sergeyLeave a comment

ИСТОЧНИК - https://monocler.ru/dzen-dlya-nichego/?fbclid=IwAR2WERa0CBAEaoBaPkACZpikKJdV5obvMbjEZRyvG8h3-7KFgnGuKTAonAk

«Тебе не хватает на жизнь? Тогда просто умри!… Ты живёшь, чтобы работать, или ты работаешь, чтобы жить?» Публикуем материал про необычного дзен-буддистского мастера Кодо Саваки Роси, который жил в XX веке, много ругался, говорил о том, что любой поход за просветлением обречен на провал и призывал вернуться к чистой практике дзэн-буддизма, которая всегда противопоставляла себя словам и рассуждениям об этой практике. О том, какую дорогу прошел Дзен как учение, какой вклад Кодо Саваки внёс в сохранение сути религии и почему истинный дзен всегда отсылает нас к переживанию настоящей жизни, в отличие от традиционного буддизма, отворачивающегося от неё, рассказывает создатель visions Евгений Суворов.
Немного о Дзэн

История Дзен начинается с монаха Бодхидхармы, который пришел в Китай из Индии в V веке нашей эры и принёс с собой буддизм. Очень скоро с ним встретился император, заинтересованный в распространении этого учения, он был настроен на светский разговор с легендарным мастером. Этот разговор быстро закончился, так как Бодхидхарма сказал, что все иллюзорно, а буддизм ничего не значит. После этого он ушел, сел у стены и медитировал так девять лет. Вряд ли что-то может лучше проиллюстрировать закалку старой школы мастеров буддизма. Кодо Саваки Роси относится именно к этой линии преемственности настоящих мастеров буддизма, которые не церемонились, пытаясь донести дхарму

«Религия означает жить свою жизнь абсолютно свежо и заново, не давая чему-либо вести себя на поводке».

Здесь и далее цитаты Кодо Саваки

Но что имел в виду Бодхидхарма? Со стороны подобное поведение может показаться проявлением безумия или странным эпатажем. На самом деле Бодхидхарма глубоко чувствовал религиозную основу буддизма и просто решил вернуть императора на землю. Когда тот говорил, что он строит святилища и храмы для буддизма, а монахов становится больше, то Бодхидхарма заметил, что императора несёт в опасные дебри. Он сказал: «Всё принадлежащее миру - иллюзия, монастыри и монахи столь же нереальны, как ты и я». Когда вконец запутавшийся император спросил «А в чём же тогда суть буддизма?», Бодхидхарма ответил: «Пустота и никакой сути».



Пустота в буддизме - это основа всех вещей. Её можно пережить и таким образом освободиться от ограниченного существования.

«Мы просто родились и мы просто умрём, но ты спрашиваешь о смысле жизни, ты спрашиваешь, что тебе даст дзадзэн? При этом ты не имел бы права жаловаться, если бы умер в прошлом году. Разве не ясно с самого начала, что жизнь ничего не даёт? Это просто приход и уход - и это всё. Твоя проблема в том, что ты носишь в груди что-то, что не хочет это признавать».

В дзэн-буддизме сосуществуют две крупные школы. Первой появилась Риндзай, когда монах Эйсай принёс чань-буддизм в Японию. Она характеризуется верой в мгновенное просветление с помощью умственного усилия, восприятия коанов (Коан (ко:ан, японская калька кит. 公案, гунъань) - диалог, вопрос или короткое повествование, содержащие алогизмы и парадоксы. и их парадоксальных смыслов). Школа Сото возникла в том же веке из-за Догэна, который считается одним из самых влиятельных мастеров дзен в истории. Он начал знакомство с дзен-буддизмом у ученика Эйсая в школе Риндзай, но быстро разочаровался в большой приверженности к коанам. Новая школа основывалась на достижении просветления с помощью сидячей медитации. Кодо Саваки Роси относится к школе Сото, число последователей которой сегодня превышает количество последователей Риндзай в несколько раз, хотя начиналось всё наоборот.
Жизнь мастера: биография и вклад в дзен-буддизм

Сегодня многие люди относятся к дзен, как к интересной штуковине из супермаркета, которая состоит из десятиминутных медитаций на свежем воздухе, настольного сада из камней и афоризмов, которые можно вспомнить на свидании с девушкой. Кодо Саваки Роси назвал бы таких людей чертями, а потом посоветовал им прыгнуть со скалы. Если не ударил бы палкой по голове. Бессмысленно пытаться понять что-то о «Бездомном Кодо» в отрыве от его изречений, поэтому по ходу статьи вас ждут мысли, с помощью которых он передал дхарму каждому, кто смог до неё дотянуться.

«Я хочу попробовать дзадзэн, чтобы стать настоящим мужиком. Таким людям я говорю: из тебя никогда не выйдет настоящий мужик! Дзадзэн - это самое скучное дело, существующее для человека - только тот, кто устал от своей человеческой жизни, может начать практиковать. Потому что в дзадзэн речь идёт о том, чтобы распрощаться с бытием человека. Дзадзэн - это не что-то, что могут выдумать себе люди».



Кодо Саваки Роси (1880-1965) получил ранг настоятеля храма дзен, но ушел странствовать по Японии, чтобы голодать, собирать милостыню и учить простых людей. Его прозвали «Бездомный» Кодо за то, что он проповедовал в рыбацких деревнях, городах, тюрьмах и университетах, не делая между ними никакого различия. С детства у него была нелегкая жизнь, которая прекрасно иллюстрирует, как формировался один из самых неоднозначных мастеров дзен.

Его мать погибла, когда ему было четыре года, а через три года умер отец. Кодо стал жить у дяди. По некоторым источникам это был приемный дядя. Но и он погиб спустя некоторое время. После череды этих смертей Кодо попал к другу дяди, который был замешан в работе нелегального казино, а его жена работала проституткой. С ранних лет Кодо оказался вовлечен в криминальную жизнь Японии того времени.

Он практически сразу подрабатывал в казино, а позже участвовал в некоторых разборках местных банд. Однажды он увидел, как посетитель заказал проститутку и умер от сердечного приступа. Это был поворотный момент, потому что Кодо понял, что не хочет закончить точно так же. В шестнадцать лет он сбежал из дома с мешком сырого риса, который ел в этом виде, пока не дошел пешком до местного монастыря.

«Один монах спрашивает Рюгэ: «Чем завладели старые мастера, что дало им спокойствие ума?» Рюгэ отвечает: «Это как с вором, который влезает в пустой дом». Когда вор влезает в пустой дом, ему не надо ничего воровать. И ему не надо ни от кого убегать. Там нет никого, кто бы за ним охотился. Ты должен полностью понять это «там абсолютно ничего нет».

Там не заботились о сбежавших детях и мальчика не пустили внутрь. Кодо провел двое суток под дверьми храма, повторяя, что они либо пустят его, либо он погибнет от голода. Так он стал помощником монахов на несколько лет. Еще несовершеннолетним он был призван на русско-японскую войну, где показал себя храбрым солдатом и получил множество наград. В один день его подстрелили - пуля попала прямо в рот, и сослуживцы подумали, что он погиб. Кодо оказался под горой гниющих трупов. Кодо не мог двигаться и находился там несколько дней, пока его не нашли, прямо перед тем как сжечь, и отправили домой из-за ранения.

«Ты должен смотреть на вещи с того места, на котором ты всё полностью забыл: не только богатство и бедность, но и все другие людские способы измерения ценности. Если ты можешь это, то даже 1000 святых не смогут приблизиться к тебе».

После войны он вернулся к служению в монастыре, но был разочарован местными монахами: «Они были очень наглыми и оставались заинтересованы только в том, чтобы есть много вкусной еды и пить много сакэ».

Так он ушел оттуда в 18 лет и сменил несколько монастырей, пока не получил передачу учения, оставленного Буддой, по линии Роси, которая направила его к мысли, что основой практики должна быть обыкновенная сидячая медитация.

«Ты усердно посвящаешь себя учению потому, что у тебя перед глазами есть ясная цель. Кроме того, тебя мотивирует, если другие видят твой успех. Но как только ты достигаешь цели, то тоска сразу наваливается на тебя: чего-то всё-таки ещё не хватает. Ты встретишь своё истинное «Я» только тогда, когда вырвешься из этого вонючего мешка мяса и станешь одним целым со вселенной. Для этого тебе нужно сначала твёрдо сесть на свою задницу. Когда ты увидишь, что являешься одним целым со вселенной, и будешь жить свою повседневную жизнь из этого конкретного опыта - тогда ты почувствуешь радость, тогда ты почувствуешь твоё счастье».

Кодо Саваки Роси использовал нецензурную брань в изречениях о природе мира, но это далеко не единственная сторона этого человека. Когда «Бездомный» Кодо стал настоятелем храма, он столкнулся с дегенеративным обликом, который приняла традиция дзен-буддизма в Японии. Монахи круглые сутки читали буддистские тексты вроде «Сокровищница глаза истинной дхармы» мастера Догэна. Они были заняты интеллектуальной деятельностью и отдалялись от сути традиции. Кодо Саваки Роси вернул Японию к центру практики в виде дзадзэн - сидячей медитации.

Чтобы понять этот момент, надо вспомнить о двух важных вещах:

- Коренном противоречии в учении дзен-буддизма.

- Идеологических разногласиях в достижении просветления между школами Сото и Риндзай.

Истинная практика дзен-буддизма всегда противопоставляла себя словам и рассуждениям об этой практике. Как невозможно описать естественное движение горного ручья, так и не объять в словах тишину разума. Каждые несколько сотен лет в истории дзен-буддизма появлялись учителя, которые пытались вернуть людей к этой правде. Это настоящие мастера, такие как Догэн и Банкэй с его Дзен «нерожденного». Кодо Саваки Роси полностью относится к этой преемственности.

Это положение являлось ключевым для школы Сото на протяжении истории. Она полагалась на медитацию и отсутствие рассуждений об истине. При этом школа Риндзай была привержена идее мгновенного просветления в результате случайного озарения. Выглядело это обычно так: человек годами читал парадоксальные коаны, слушал откровения учителя об истине, однажды оглядывался, проникал в состояние исступления и замирал от осознания.



Учение Кодо Саваки Роси

Одна из книг Кодо Саваки Роси называется «Дзен - самое большое враньё всех времён и народов». «Заурядные люди», термин, который часто использовал Кодо, подумают, что автор однажды разочаровался в Дзен. Но Кодо Саваки Роси оставался нищим проповедником дзен-буддизма до самой смерти. По его мнению, любой поход за просветлением - это нажива для черта. Но настоящее сатори, которое в новом свете раскрывает значение того, что обычно скрыто в наших обычных повседневных занятиях, есть и оно уже настигло нас всех.

«Если дело идет не о победе или поражении, любви или ненависти, богатстве или бедности, то люди смотрят на все сонливыми глазами».

Дзэн-буддизм полон противоречий. В том числе это связано с его базовыми концепциями. Ум относится к иллюзорному миру двойственности, где всё делится на хорошее или плохое, правильное или неправильное, красивое или уродливое. Но что на самом деле правильно или неправильно, хорошо или плохо? Любой вывод при такой постановке вопроса просто смешон, если вы рассуждаете о чём-то большем, чем покупка хлеба в магазине. Это показывает нам ограниченность ума по отношению к переживанию реальности. Переживание настоящей жизни неделимо и парадоксально.

«Странно, что ни один человек на свете серьезно не задумывается о своей собственной жизни. Уже бесконечно долго мы носим в нас что-то, что еще не сварено. Но мы успокаиваем себя тем, что у других всё также: я называю это «сумасшествие толпы». Мы думаем, что просто должны быть такими же, как другие. Сатори означает создавать свою жизнь самому. Это означает проснуться от сумасшествия толпы».

Это создаёт отправную точку для всех дальнейших внутренних противоречий дзен-буддизма. Как можно знать или говорить об истине, если она непознаваема? Я двигаюсь куда-то в религиозной жизни, если я уже просветлён, но не знаю этого? Что я могу делать для того, чтобы двигаться вперед в духовной жизни? И так далее. Поэтому учение Кодо Саваки Роси тоже полно противоречий.

С одной стороны, он перенимает преемственность школы Сото и всегда возвращает человека к тому, чтобы он сел и ничего не делал, а не рассуждал о состояниях сознания Будды. Таким образом, он хочет, чтобы человек непосредственно переживал реальность и не создавал иллюзий в своей голове. С другой стороны, редкие откровения двигаются совсем в другом направлении: он упоминает переживание себя целой Вселенной, переходы в другие состояния сознания, важность концентраций и прочее.



«Копить знание о буддизме - опасное дело: ты думаешь, что справишься со всем с помощью слов. И ещё прежде чем эти слова начнут представлять для тебя какое-то содержание, ты уже написал ими докторскую работу или же люди дают тебе деньги за твои лекции Дхармы».

Его философия не имеет структуры и скорее похожа на радиовещание из настоящего момента. В ней нет подготовки или планирования, но только то, что Кодо Саваки Роси переживал в тот момент и считал правильным - его соприкосновение с жизнью.

Отдельно стоит упомянуть маргинальность мыслей этого мастера. Он использовал ругательства в своих изречениях и доносил истину без каких-либо компромиссов:

«Тебе не хватает на жизнь? Тогда просто умри!» - когда я это как-то сказал одному, он сделал очень испуганное лицо. Ты живёшь, чтобы работать, или ты работаешь, чтобы жить? Большинство людей, похоже, всю свою жизнь только тем и заняты, что заботятся о своём хлебе насущном. Таким образом, ты живёшь свою жизнь в обороне, ты бьёшься проигранную битву. Если ты живёшь, то живи ради своего задания, и ради этого задания ты и должен есть».

Но не стоит думать, что Кодо Саваки Роси был эпати

рующим чудаком. За ругательствами скрывался настоящий и живой ум, который старался выбить человека из привычных для него рамок для соприкосновения с реальностью.

«Ты плаваешь каждое утро в холодной воде? Что в этом особенного? Золотая рыбка делает это всё время. Ты бросил курить? И что? Кот тоже не курит. Как бы хорошо ты не умел бегать от чего-то и за чем-то, это просто суета в проходящем мире».

Дзен прошел долгую дорогу, во время которой он менялся, но Кодо Саваки внёс свой вклад в сохранение сути религии. Если буддизм нагромождён концепциями о состояниях сознания и тяготеет к экзальтации, уходу от жизни, то дзен-буддизм всегда остаётся изысканно пустым, будто бы ни о чем не говорящим, но всегда отсылающим человека к переживанию настоящей жизни. Буддизм часто негативен и направляет человека к уходу от жизни, а дзен-буддизм остаётся позитивным и поощряющим настоящую, нормальную человеческую жизнь.

«Религия ни на что не годна, если она застывает в понятиях. Религия - это жизнь, а жизнь должна быть действием. Кто не может сказать больше, чем «я беру прибежище у Лотос-сутры», у того проблемы. Жизнь должна иметь возможность свободно двигаться налево и направо, вверх и вниз. Не становись мумией, не дай высушить себя».

дзэн, философия

Previous post Next post
Up