Про финно-угорское эсперанто Арзамазова А.

Oct 25, 2020 20:13

Про финно-угорское эсперанто Арзамазова А.

В прошлом годы попалась информация о его "эсперанто"
Тут погуглил. Почитал  краткую грамматику его эспеоранто и небольший статьи.
Это "эсперанто называют также "койнэ будинос", то есть, это как бы реконструкция общефинноугоского языка..
Несколько вызвали раздрожения сопроводительные  тексты.
Удмуртские лингвисты очень вдохновлены. И как-то им кажется что удмуртский сильно связан с тюркским и даже с греческим.
Какая-то чепуховина.

Абсолютно ясно (не только потому что "так говорят историки и этнографы", а просто взглянем на карту России и увидим, что финноугры Марийцы, Коми, удмурты) туда пришли раньше чем  тюрки *чуваши, татары, башкиры).
Совершенно также очевидно, Что уральская языковая семья древнее тюркской, а  тюркская, как финноугорская, древнее индоевропейской.
Очень странно также звучит, что например венгерский лингвист убеждает нас, что у уральских языков был общи когда-то язык, потому что в языках много общего. Как будто не ясно, что эти языки признаны были единой языковой семьёй потому что у них много общего. То есть, или неточно цитируют или маются тавтологиями.
Теперь перейдём к тому, что меня заинтересовало, но чего к сожалению я пока не обнаружил.
Удмуртские энтузиасты маются ещё и несколько национализмом, который плох и сам по себе и для науки также.
Причем националисты на деле не возвышают свой язык, а наоборот делают глупости вроде тех, что делают братья армяне и братья славяне.

Мельком, один из ижевских лингвистов упомянул ностратическую теорию, но так мельком и небрежно )( мол, есть такая, но нам интересно совсем другое).
Проблема в том что  Иллич-Святыч (советский лингвист-полиглот) выдвинул теорию, объединяющую ряд языковых семей с ещё большую "гиперсемью", так сказать,
Лингвисты рисуют древо этой настротической семье (в сущности очень нелепое). Главное, что не решено теорией (почему-то столь важные вопросы как раз и не решаются)., а какая языковая семья (а по существу её язык родоначальник) породил остальные языки. Особенность роста этого языкового "древа в том, что это рост ностратического "языка" не таков, как рисуют . Новый (например) индоевропейский язык появляется не потому, что ветка раздваивается или расстраивается. Диалект прежнего общего языка входит во взаимодействие с другими (неиндоевропейским даже языками) и происходит его сильное изменение.  Например, некоторые  индоевропейские языки в Европе потеряли падежи (французский, английский и...болгарский) , а другие не теряли, польский сохраняет падежи, немецкий , латышский, итальянский сохраняют. В языке остаётся или сильный след прежнего, так что они остаются родственными, или язык сильно меняется. Например, индоевропейский и очень близкий к славянским языкам латышский  получил устойчивое ударение на первом слоге, как это случается в финноугорских языках. А польский язык контактировал уже не финскими языками, с прибалтийскими (видимо, с прусским, литовским) и получил в своей фонетике много шипящих.  То есть, языки не просто отщепляются, они приобретают нечто от языков соседей. Иногда влияние столь сильное, что язык не только теряет падежи, он может выйти из семьи. Прибалтийские языки (прусский, литовский, латышский) , конечно, изначально были славянскими, но их соседи  финны так сильно повлияли, , что возникла отдельная группа.
Видимо, что-то похожее произошло с предками армян, которые говорили на диалекте или греческого или персидского, но оказавшись в кавказском ареале испытали влияние языка (языков) вроде адыгского или картвельского, так что армянский язык образовал самостоятельное подсемейство, не относящееся ни какой другой группе индоевропейских языков.

Так вот возвращаясь к финноугорским языкам. Очень знаменателен факт их возникновения. Это первая языковая семья в Европе. Возникла эта семья так или иначе при синтезе европеоидов и монголоидов на Урале (как водораздел Урал оказывался естественным местом встречи двух рас , и разных  естественно этносов). Суть  уральского языка (финноугросамадийского) пришла с южной Сибири (считается, что с Алтая). Но на Урале произошло культурное и экономическое усиление этноса, так что он экспансировал по  всей северо-восточной Европе , а венгры добрались даже до среднего Дуная.  Нам здесь интересен факт, что индоевропейский праязык   также возник в восточной, и северо-восточной Европе. Иные лингвисты предполагают, что индоевропейцы прилители туда на ковре самолёте с некого острова в Эгейском море, где умные философы придумали хитрый язык. Есть, увы, ещё такие лингвисты.
 Древний финноугорский (койнэ Бдинос) язык распространился по Русской равнине, разделился на диалекты и даже на разные языки, так что один мордвин говорит: "Мы мокшА, мы не эрзя", а луговые марийцы сердятся на горных за массу им непонятных слов.   Но равнина есть равнина, естественных преград нет. Так что разные языки друг на друга наезжают, так что появляется так называемая флективность, то есть фонетическая и прочая вариативность. С одной стороны стройность и строгость языка нарушается (это минус), но с другой стороны язык становится богаче, гибче, у него появляются новые возможности (это плюс). Можно сказать, что появление флективности - это великая революция в истории языка. В целом язык консервативен (если он не будет консервативен, пониманине нарушится), всё же языки меняются. И тут на русской равнине произошло очень радикальное изменения (возможно, внешние иноязыковые влияния тоже присутствовали), которые были вызваны уникальностью ландшафта, стимулирующего  активное взаимовлияние разноязыких или разнодиалектных соседей. То есть, лес и лесостепь Восточной Европы оказалась как бы "Новой Гвиней
наоборот" (в Новой Гвинее у папуасов почти в каждой деревне свой язык) . Кроме равнинности важен тут и фактор сурового климата (жить можно, корма  хватает, но холодно, случаются неурожаи)  и открытости границ с соседями, то есть, население вырабатывает комплиментарность, преобладание экзогамии над эндогамией.

То есть, именно финноугорские диалекты мутировали и получился славянский язык, он же праязык индо-европейцев. (это уже походит на чёткую парадигму).

Нужно ли нам сохранять и учить удмуртский, эрзя, коми, марийский? Да. И языки (язык) учить или хотя бы знакомиться для начала, и понимать  суть языковой праистории. Конечно, для славян-русичей это неожиданный шок. Кто мы в этой Европе?  Мы и индо-европейцы, и праиндоевропейцы, праславяне. То есть, мы, русские (а за ними и все происходящие от славянского языка индо-европейцы) -   потомки  древних финноугров. Кстати, это избавит нас, общинных, всечеловеческих, соборных и космистских, от нафик нам ненужного расизма-шовинизма, ибо мы будем учить язык, который мы привыкли считать  нерусью, ан нет оказалось, что он наш пращур.

Поскольку привычка думать иначе, то тут есть над чем  науке поработать, чтобы общество чётче осознало, что это так  и более никак.
Кстати, и Александр Блок имел интуицию на этот счёт, почитал Русь финской: "да скифы, азиаты мы", "все всё е идите на Урал, туда где дышит интеграл". Какой такой интеграл?  Это синтез монголоидной Азии и европеоидной Европы.  Первым результатом этого "синтеза" была "финноугорская языковая семья", которая как мы, видим, однажды мутировала и превратилась в славянский язык.

история, славяне, финноугры, лингвистика, Удмуртия, Русь, Евразия, Европа

Previous post Next post
Up